Мои встречи с Соломоном Левиевым

     О знаменитом скульпторе Соломоне Левиеве написано множество публикаций. Его работы известны во всем мире и неоднократно выставлялись в лучших музеях и выставочных залах.  Скульптуры мастера украшают площади, парки и скверы Кармиэля, других городов Израиля и не только, но сегодня речь пойдет не столько о знаменитом скульпторе, сколько о педагоге, о наставнике, о требовательном учителе, об общественном деятеле нашего города, о человеке, а главное — о гражданине Соломоне Левиеве.… «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» (Д.И.Менделеев)

     Не дожидаясь моих вопросов, Соломон начал свой рассказ: «Согласитесь, что каждый человек должен любить и понимать красоту, ведь только люди, понимающие красоту способны сделать окружающий нас мир красивым и добрым. А этот эстетический фундамент должен закладываться еще в раннем детстве, но вот только в школах практически не преподают предметы, которые должны формировать ЧЕЛОВЕКА, формировать в нем чувство прекрасного и в конечном итоге формировать ГРАЖДАНИНА… И мне захотелось передать людям свои навыки, умение понимать и творить добро и красоту своими руками».

     Я подумал про себя, что это похоже на мечту идеалиста, но Соломон развеял мои сомнения: «Сначала было слово, а вернее объявление об открытии студии, потом первые ученики, первые работы, первые экспозиции, и наконец Союз художников Кармиэля. Это организация, которая проводит выставки работ художников и скульпторов нашего города, многие работы выставляются в выставочных залах Израиля и даже за рубежом. Публика должна видеть работы мастеров скульптуры и живописи, ведь любой художник творит для людей».

     Знаменитый скульптор, жизнь которого — это труд и успех, возведенные в высочайшую степень еще и превосходный организатор, собравший под своё крыло огромное количество творческих людей… «Были хождения по высоким кабинетам, был целый ворох бумаг и разных бюрократических проволочек, но всё получилось… Теперь в Кармиэле есть свой Союз художников… А еще у нас есть теперь свой дом. Мэр города Моше Конинский сдержал слово и в здании, которое муниципалитет передал нам начался долгожданный ремонт».

     Рассказывая о Соломоне Левиеве я просто не могу не отметить его отношение к своим молодым коллегам — к своим «собратьям по цеху»… Благодаря его потрясающей активности и огромному желанию приобщать людей к прекрасному, в Кармиэле в Гейхал-ха-Тарбут, в открывшейся недавно художественной галерее «We Art» регулярно организовываются выставки художников и скульпторов нашего города, Севера страны и всего Израиля. Достаточно вспомнить с каким успехом прошла выставка замечательного скульптора — ученика Соломона Левиева Леонида Шехтмана, художников Ирины Левит и Баруха Мармора… и многих других.

     Особое место в творчестве и в жизни знаменитого скульптора занимают дети, а вернее работа с детьми… Наверно это даже нельзя назвать работой, когда большой мастер рассказывает малышам о красоте, а эти маленькие художники, глядящие на наш огромный мир широко открытыми глазами, рисуют его так, как чувствуют и как понимают его своими детскими сердцами.

     Я сам себе задаю вопрос: «Как же у этого всегда занятого человека хватает время и на создание своих шедевров, и на многочисленных учеников, и на детей, и на общественную деятельность?» Соломон, словно слыша мой вопрос, отвечает: «Вы знаете, искусство существует вне времени. Нет минут, часов, дней… Когда мастер творит сам, или творят его ученики, то время отступает и остается только творчество. Нет летящего времени, а есть только полет фантазии, полет творческой души». Я понимаю, что это не просто красивые слова — это сама суть и мысли художника… Он так думает, он так живет…

     За разговорами я не заметил, как из мастерской мы вновь вернулись в галерею мастера и я просто замер перед скульптурой… Это скорее даже не скульптура, это вся боль еврейского народа, пережившего Холокост, потерявшего шесть миллионов своих детей, которая воплотилась в шести огромных обгоревших спичках, туго перетянутых колючей проволокой. Стоя рядом со мной Соломон говорит: «Мои работы, должны были выставляться в ООН 27-го января в день памяти жертв Холокоста, но вмешалась пандемия, так что это впереди. Мне есть, что показать людям… Чтобы помнили».

     Наша следующая встреча с Соломоном Леваевым произошла в тот памятный, скорбный день 27-го января — всемирный День памяти жертв Холокоста. В этот день в Кармиэле, в Гейхал-а-Тарбут проходила общегородская акция, посвященная этому скорбному дню.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами, или равнодушными наблюдателями». (Иегуда Бауэр).

     Этим январским вечером двери Гейхал-а-Тарбут были  распахнуты настежь. В фойе культурного центра нашего города собрались люди, чтобы принять участие в художественно-музыкальном вечере, посвященном Дню памяти жертв Холокоста. Поистине уникальную композицию, выставленную в фойе Гейхал-ха-Тарбут, созданную художниками и скульпторами города, и вобравшую в себя высочайшее искусство и вселенскую скорбь, могли создать только неравнодушные и одаренные люди, понимающие главное: боль и скорбь по тем погибшим шести миллионам, уважение и преклонение перед пережившими катастрофу — это должно быть и будет с нами навсегда!..

     В этот день я вновь встретился с Соломоном Левиевым. Мастер живо откликнулся на мою просьбу и охотно рассказал об идее создания и проведения вечера памяти… «Сама идея этого мероприятия принадлежит замечательному творческому человеку, руководителю матнаса «Рабин» Эсти Зардок»,- начал свой рассказ Соломон. «Сначала просто планировалась тематическая выставка, но постепенно эта идея переросла в целый художественно-музыкальный проект, участие в котором согласились принять творческие люди нашего города. Это замечательный фотохудожник Мириам Машав, очень самобытный скульптор Сас Мордехай, талантливый хореограф Жанна Березин. А еще огромной благодарности заслуживает педагог Това Яцив, которая организовала несколько встреч творческих людей с женщиной, пережившей ужасы Холокоста, боль и страх Второй мировой войны, с Тами Поляк».

     Далее Соломон отметил, что рассказ этой женщины не смог бы никого оставить равнодушными, а тем более людей искусства. Началась работа долгая и кропотливая…  Каждый художник в студии или на репетиционной площадке создавал свои произведения. Это была не просто работа — это были чувства, мысли, эмоции, желание сделать что-то особенное, выразить свое уважение, преклонение живым и священную память   погибшим…

Известный кино и видеооператор Джеки Берман снимал этапы работы каждого художника для создания документального очерка, рассказывающего об этом уникальном проекте…

     В фойе Гейхал-а-Тарбут этим вечером было многолюдно. Посетители с интересом рассматривали   работы художников. В самое сердце проникает взгляд грустных, испуганных, но в то же время прекрасных глаз героинь произведений Мириам Машав. Жутким металлическим холодом, скрежетом гусениц фашистских танков веет от стилизованной скульптуры Сас Мордехая, где страшная цифра «6.000.000» звучит, как тревожный колокол… Особое место среди произведений художников и скульпторов заняла скульптура, сделанная руками большого мастера… Соломон Левиев своим произведением донес до всех  присутствующих рассказ маленькой девочки Тами Поляк о том страшном немецком грузовике, в котором везли на смерть людей. Везли убивать только за то, что они были евреями… Два беспощадных кулака сдавили маленького беспомощного ребенка, который то ли кричит от ужаса, то ли пытается глотнуть хоть один, пусть даже последний глоток свежего воздуха…

     Соломон Левиев, Мириам Машав и Сас Мордехай рассказывают о тех чувствах и эмоциях, испытанных ими в творческом процессе работы после услышанной истории Тами Поляк.

Погас экран и на сцене уже хореографический ансамбль «Кармэй махоль» под руководством Жанны Березин. Танец, который исполнили замечательные танцовщицы можно назвать «Танец с зелеными яблоками», которые были очень похожи на те, которые маленькая девочка Тами Поляк ела тогда, в те страшные дни, на заброшенном чердаке, детскими руками цепляясь за жизнь и выжив, как сказал писатель Константин Симонов, «всем смертям назло»!

Над зрительным залом плывут волшебные звуки арфы…  Вероника Кример по просьбе Тами играет известную русскую песню, слушая которую у многих зрителей на глазах выступают слезы. Я наблюдаю за Соломоном и вновь понимаю, что тема войны, тема Холокоста — это для него не просто трагические события… Это нечто большее, это боль и память в душе художника, которую он несет с собой по жизни, воплощает в своих произведениях и отдает людям… Чтобы помнили!

     Мэр Кармиэля Моше Конинский, выступая перед аудиторией, очень высоко оценил мероприятие, отметив, что такой проект уникален и выразил большую благодарность авторам и создателям данного проекта, который впервые воплощен в Израиле именно в Кармиэле. Мэр выразил надежду, что подобные мероприятия войдут в традицию по всей стране, а еще внес предложение включить в школьную программу тему Холокоста. Тем январским вечером, прощаясь с Соломоном, я ощутил какую-то недосказанность, я понял, что скульптору Соломону Левиеву, ЧЕЛОВКУ и ГРАЖДАНИНУ есть еще что сказать, есть еще чем поделиться…

     Наша следующая встреча с известным скульптором произошла на грандиозном общегородском мероприятии, посвященном Дню Победы во Второй мировой войне. Сотни людей — жителей Кармиэля и других городов Севера страны пришли к монументу «От катастрофы к возрождению», который расположен у въезда в наш город. Развивающиеся флаги Израиля, красные гвоздики в руках тех, кто на своих плечах, одетых в гимнастерки, в промасленные рабочие телогрейки, полосатые робы концлагерей и еврейских гетто с нашитой на спине и груди желтой Звездой Давида, вынесли ужасы той войны.

     Среди собравшихся я увидел Соломона Левиева. Скульптор был сосредоточен, словно готовился к чему-то очень серьезному и значимому… Добрые и теплые слова благодарности и памяти звучали над городом. Руководители города, представители многих общественных и государственных организаций поздравляли собравшихся с Днем Победы и благодарили, благодарили, благодарили… за подаренную жизнь.

     А дальше произошло событие, которое жители нашего города не забудут никогда… У микрофона вновь заместитель мэра Кармиэля Алиса Дрикер Ман, которая говорит: «К сегодняшнему мероприятию, посвященному Дню Победы, приурочено и еще одно очень важное событие. Сегодня у скульптурной группы «От катастрофы к возрождению» состоится открытие памятника и мемориальной доски памяти ветеранов Второй мировой — жителей Кармиэля». Памятник пока закрыт отглаз собравшихся черным покрывалом, к которому подходят руководители города, ветераны и сам его создатель Соломон Левиев…

     Покрывало медленно сползает на землю и перед взором присутствующих предстает фигура скорбящей женщины, которая обнимает руками землю на которой жил… на которой должен жить её сын, или муж, или брат… Но его забрала у неё война, оставив ей взамен только скорбь, вечное ожидание и слабую, еле теплящуюся надежду : «А вдруг жив»…

     Минута тишины, а потом гром аплодисментов гениальному творению мастера. К микрофону подходит сам маэстро, который благодарит собравшихся за оценку своего творчества и вдруг начинает читать стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста» о героическом мальчишке той военной поры. Сначала оно прозвучало на иврите, а потом на русском языке. Зрители и участники митинга почувствовали, что этим стихотворением с ними разговаривала душа знаменитого скульптора… «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, а как зовут забыл его спросить»… Я видел, что люди плакали, слушая Соломона Левиева…

     Признаюсь, мне очень хотелось снова встретиться с мастером. И даже не со знаменитым скульптором, которого знает пол-мира, я очень хотел встретиться просто с Соломоном Леваевым… Я для себя сделал вывод, что такой большой художник обязательно должен быть большим ЧЕЛОВЕКОМ и ГРАЖДАНИНОМ. И наша очередная встреча состоялась снова в его мастерской.

     Теплое майское утро, напротив меня за столом сидит мастер. Руки в гипсе… маэстро творит! «Делаю форму, работаю»,- говорит скульптор, впрочем, как всегда. Я снова возвращаюсь к прекрасному творению Соломона, к памятнику, открытому на нашем кармиэльском «Кургане славы» ко Дню Победы.

     «Не создать такой памятник я просто не мог, – начал свой рассказ Соломон. Наш еврейский народ потерял в огне той страшной войны шесть миллионов своих сыновей и дочерей. Более полутора миллионов евреев сражались на фронтах Второй мировой. Полмиллиона были воинами Красной армии, из которых более половины так и остались на том страшном поле боя»… А потом Соломон рассказал, что очень благодарен муниципалитету нашего города, а именно заместителю мэра Кармиэля Алисе Дрикер Ман. Во многом благодаря её усилиям, её всесторонней помощи, которая осуществлялась в течение целого года и состоялось открытие памятника.

     Вдруг мой собеседник взял со стола свой телефон и стал в нём что-то искать… В телефоне на фотографии две маленькие симпатичные девчушки своими детскими ручонками гладят холодный черный гранит и золотые буквы открывшейся мемориальной доски… Комок подступил к горлу… В мастерской на мгновение стало очень тихо… Соломон чуть увеличил изображение и тихо сказал: «Это мои внучки, а это их прадедушка, мой отец»… На черном граните золотыми буквами было выбито: «Яков Левиев». Мы оба смотрели на фотографию на телефоне и молчали… Минута молчания в память о солдате. А потом Соломон рассказал еще одну совсем маленькую, но в то же время такую огромную историю про ту самую маленькую девочку Тами Поляк, которая сумела вырваться из лап смерти и теперь относится к той когорте мужественноых людей, переживших Холокост. «Ко мне подошла Тами, поблагодарила за памятник, за мемориальную доску и сказала: «Теперь мне есть куда прийти и поплакать»… Поплакать и вспомнить погибших родных, близких. те шесть миллионов сгоревших в горниле войны.

     А потом Соломон рассказал, что определил для себя еще одно направление своей работы – это работа со школьниками. Видя мой вопросительный взгляд, Соломон пояснил: «Речь идет не столько, а вернее не только об искусстве. Речь идет наверно больше о воспитании, об исторической памяти, которая обязательно должна воспитываться у наших детей. Мы живем в стране, которая семьдесят пять лет назад появилась на карте мира, благодаря победе в той войне. Мы обязаны чтить, гордиться и помнить. Я считаю своим долгом, как ЧЕЛОВЕКА и как ГРАЖДАНИНА встречаться со школьниками, с их родителями с педагогическим персоналом. Это должны быть, своего рода, уроки мужества и памяти, это должно стать неотъемлемой частью воспитания юного поколения».

     Далее Соломон рассказал, что совсем недавно, накануне Дня Победы, благодаря большой помощи куратора, педагога Товаы Ясив, в одной из школ района Кармиэля Рабин состоялась такая встреча.

     Я слушал Соломона и видел перед собой не только большого мастера и большого художника. Я видел перед собой большого ГРАЖДАНИНА своей страны… А он, тем временем, продолжал: «Основная задача этих тематических встреч — не дать забыть нашу историю, тех кто её вершил. Всегда помнить наше прошлое, ведь без прошлого нет будущего и становится бессмысленным настоящее».

     Выступая перед школьниками, их родителями и учителями Соломон рассказал, что около двух лет тому назад ушел из жизни Шмуэль Виленберг, последний выживший в Треблинке. Как это не страшно говорить, но завтра придет очередь узников Бухенвальда и Дахау, бывших узников гетто… В Израиле осталось около двухсот тысяч ныне живущих людей, переживших Холокост. Наше государство обязано окружить этих людей заботой и вниманием. Мы в огромном долгу перед этими людьми.

     Немного помолчав Соломон сказал: «У каждого из них есть имя и мы должны знать и помнить их имена… Знать и помнить сейчас, а не вспоминать в минуту молчания, когда мгновения жизни и памяти отсчитывает тот блокадный метроном».

     Наша очередная встреча с мастером подошла к концу. Мы прощаемся, но вдруг Соломон говорит: «Я сейчас вспомнил глаза тех школьников, которым я рассказывал о Холокосте и катастрофе… и мне кажется, да нет, я почти уверен, что эти мальчишки и девчонки, узнав про это, уже не забудут никогда. Думаю, что такой предмет, как «память» нужно преподавать в каждой школе Израиля, а оценка по этому предмету должна быть только одна: «Отлично»…

     Над Кармиэлем теплое майское солнце… Весна…Время рождения новой жизни… А у меня перед глазами те шесть сожженных спичек, шесть миллионов сожженных жизней…

«Да, здесь похоронены не только евреи. Но лишь евреи были убиты только за то, что они — евреи»…(Сергей Довлатов). Помните!

Вадим Мац