На протяжении веков Бухара считалась одним из важнейших мусульманских городов мира, «оплотом ислама». Именно в Бухаре в качестве столицы саманидского Ирана (819-999) было положено начало персидско-мусульманской цивилизации. Саманиды превратили Бухару в величайший центр учености Востока. От той эпохи сохранился великолепный мавзолей Исмаила Самани и многочисленные имена великих ученых и поэтов.
Уже в 9 веке здесь жил крупнейший собиратель хадисов (мусульманского предания) Исмаил аль-Бухари (810-870). Мавзолей Исмаила аль-Бухари находится недалеко от Самарканда, где он похоронен. Это одно из наиболее почитаемых мест не только Средней Азии, туда приезжают из многих мусульманских стран. Мухаммад Наршахи (899-959) жил в золотой век культуры Средней Азии. При дворе саманидов творили создатели персидской поэзии Абу Абдулло Рудаки (858-941), Абу Мансур Мухаммад Дакики (вторая половина 10 века), Абулкасым Фирдоуси (935-1020). Знаменитый врачеватель, ученый и философ Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина – Авиценна (980-1037) жил в молодые годы в Бухаре, где обнаружил огромную библиотеку во дворце султана.
Сложившийся при саманидах культурный облик Бухары сохранился и в последующие эпохи – при газневидах, караханидах и хорезмшахах. В 10-11 веках Бухара являлась центром науки. Позже город стал центром мусульманской мистики (суфизма). В середине 11 века в Бухаре жил Омар Хайям (1048-1131). Самым знаменитым из суфийских шейхов Бухары явился Бахауддин Накшбанд (1318-1389).
Евреи проживали в Бухаре с давних времен, хотя самое раннее упоминание в литературе мы встречаем у арабского историка Ал Фути в 1240 году – через 20 лет после завоевания города Чингисханом. После распада империи Темура (1499) со столицей в Самарканде центром в 1533 году становится Бухара. В тот период к власти в Мавераннахре пришли ханы узбекской династии шейбанидов. В 1598 году в Бухаре правил последний представитель династии шейбанидов Пирмухаммед-хан. В том же году шах Ирана Аббас I захватил Самарканд. Баки Мухаммед, разбив иранские войска, в 1599 году захватил Бухару и стал основателем новой династии аштарханидов. Несколько позже при правлении Имамкули-хана (1611-1642) войска Аббаса I потерпели окончательное поражение.
Для евреев Средней Азии Бухарское ханство стало основным центром формирования общины. Оставаясь достаточно стабильным в течение более 300 лет, ханство создало условия для формирования субэтноса бухарских евреев с его особой ментальностью, культурной и языковой спецификой. Связано это с историческими событиями. В Средней Азии господствовал ислам суннитского толка, а в Иране устанавливается правление династии Сефевидов (1502-1736), где государственной религией был ислам шиитского толка. Отношения между соседними государствами – шиитским Ираном и суннитским Мавераннахром – оставались резко враждебными.
Для евреев такой поворот событий, изменивших геополитическую ситуацию на Среднем Востоке, означал почти полное прекращение контактов с их иранскими соплеменниками. Профессор Д. Очильдиев в своей книге «История бухарских евреев» (2001) отмечает: «Исторически сложилось так, что две части некогда единой и процветавшей вавилоно-персидской общины оказались вынужденными жить в двух враждебно настроенных друг к другу исламских государствах…».
Бухара становится центром экономической и религиозной жизни азиатских евреев. Сюда переселяются евреи из Мерва, Балха и соседнего Ирана. Согласно преданию, при хане Имамкули (годы правления 1611-1642) в Бухаре создается еврейский квартал («Махалаи куна») и синагога. По мнению историка Р. Альмеева,раньше евреи молились в подземной мечети («Мачити чукур»), находящейся в галантерейном базаре («Бозори аттори»).Существует также предание, согласно которому евреи жили вблизи «Лаби хауз» на месте, называемом «Бозори джавс» (Ячменный базар). Стремясь сосредоточиться вокруг молитвенного дома, они постепенно переселились в тот квартал, где была построена синагога. По другой версии, евреи жили в данном квартале со времени их переселения из Персии. Так или иначе, но синагога, о которой идет речь, сохранилась и функционирует в настоящее время. Ей уже 400 лет.
В 1740 году Бухарское ханство вошло в состав империи иранского завоевателя Надиршаха. После убийства шаха в 1747 году империя распалась, и Бухара освободилась от вассальной зависимости. С того времени государство стало называться Бухарским эмиратом (вместо ханства). Согласно мнению исследователя истории Рубена Назарьяна:
«Иранский правитель Надиршах привел в города Бухарского ханства весьма разноплемённое войско. Здесь поселились множество лезгин, турок-османов, афганцев и иранцев, среди них в середине 18 века были евреи, добровольно или принудительно оказавшиеся в Бухаре и Самарканде. Сюда попали также евреи из Индии, Ирака и Йемена, территория которых была завоевана иранским шахом».
С приходом к власти в 1753 году династии мангыт Бухарское ханство вступило в полосу относительно стабильного развития. В тот период отмечается приезд в Бухару евреев из сопредельных стран: Ирана, Йемена, Сирии, Турции, Ирака, Индии. В 1760-е годы сюда приезжают мудрец Исаак Коэн из Багдада, Захарья Маслиах из Йемена и многие другие. А главой общины был мулло Йосеф Хасид родом из Ирана.
В Бухаре евреи жили также в новом квартале («Махалаи нав»), расположенном вблизи старого еврейского квартала. Появление в нем евреев произошло в конце 18 века. По преданию, эта территория принадлежала одному дехканину и называлась «сабза-кори» (место, где изготовляли кишмиш – сушеный виноград). При увеличении еврейского населения евреи обратились к эмиру с просьбой о разрешении им поселиться на место «сабза-кори». Эмир разрешил, и евреи купили у дехканина это поле и постепенно застроили. В 1800 году Исаак по прозвищу Замбор построил в этом квартале синагогу, которая также сохранилась и действует в наши дни.
В 1793 году в Бухару из Цфата прибыл марокканский еврей Йосеф Мамон ал-Магриби (1752-1823). Отец Йосефа, Моше Мамон служил у султана Марокко визирем. Приближенные султана завидовали Моше и когда в стране наступили тяжелые времена: междоусобная война, голод, то во всем обвинили Моше Мамона. В 1772 году один из визирей султана саблей отрубил ему голову.
По просьбе руководителей общины Мамон остался в Бухаре в качестве учителя. Бухарские евреи в своей религиозной практике придерживались персидской, вернее, хорасанской литургии. В её основе лежал сидур (молитвенник), созданный в 10 веке в Багдаде Саади Гаоном – крупнейшим религиозным авторитетом восточной диаспоры раннеисламского периода. Мамон решил идти в «ногу со временем». Он стал приобретать сефардскую религиозную литературу. С этой целью Мамон разослал письма в разные концы диаспоры: Стамбул (Турция), Ливорно (Италия), Вильно (Российская империя). В них содержалась настоятельная просьба выслать для нужд общины Тору, Талмуд, молитвенники и т.д.
Йосеф Мамон создал хедеры и йешивы нового типа, в котором готовились будущие раввины, хазаны, моэли и резники для убоя скота и птицы и др. Среди книг почетное место отводилось изучению «Зоар» – главного произведения каббалистической литературы. По данным исследователя истории бухарских евреев Имануэля Рыбакова, учениками Йосефа Мамона являлись: Моше Ильёбой, Ицхак из рода Йосефа Фатхи, Авраам Коэн из рода Биниамина Коэн, мулло Бово, Моше Шохет, Йушъа Гузин, Пинхас Коэн, Пинхас Катан, Исаак Замбур, Арон Нохед из рода Ильяу Шохед, Эшони мулло Год из рода раби Хойдод, Авраам Голиб, Арон Фикри, Амин Ильяу Шохет, Ибраим Бочик, Юсуфджон, Яков Шоир, Авезбоки Хофиз, Ицхак Калонтар, Юсуф Сунбул, Беньямин Фузайл сын Йосефа Чакчак и другие.
В первой трети 19 века еврейская община Бухары воспринималась как «очень богатая и влиятельная». Особые успехи были достигнуты в области торговли с Россией. В 1668 году бухарским купцам была дана привилегия на торговлю в Казани, Астрахани и Архангельске. Им разрешалось также торговать в сибирских городах – Тобольске, Таре и Тюмени. В то же время евреи Бухары охотно ездили в Оренбург, поскольку Оренбургский губернатор был наделен правом предоставлять российское гражданство евреям, принятым в купеческие гильдии этой губернии. В начале 19 века число крупных оптовых торговцев было невелико. «В 1826 году в Бухаре жило двое очень богатых евреев» и много средних купцов, занятых торговлей с соседними странами, преимущественно покупкой шелка в китайской провинции Кашгар. По сведениям Е. Мейендорфа: «В тот период в Бухаре проживали 101 богатая еврейская семья. Евреи-торговцы по возможности стараются контролировать цены на рынках, как на привозные товары, так и на товары местного производства, с целью не допустить их понижения…».
В 1802 году еврей Бениамин из Бухары написал письмо в Шклов (перевод с иврита):
«Мир и благословение да ниспадут на голову еврейской общины; шлю вам привет. Я слышал от бухарских купцов, что в городах России имеется много евреев. Здесь в Кизиль-Гаре мы не знаем от каких евреев вы происходите. Нам, для наших дел, надо бывать в России, но до нас дошли слухи, что там очень притесняют и преследуют евреев; если вы полагаете, что мы не будем терпеть притеснений и убытков, то известите нас…».
Спустя несколько месяцев евреи Бухары получили из Шклова ответ через азиатских купцов. Текст переписки был опубликован в книге «Drischat Zion», вышедшей в Франкфурте в 1806 году. Вот небольшая выдержка из письма:
«…Вы писали, что хотели бы приехать в Россию по торговым делам, но не решаетесь, ибо слышали, что в России притесняют и преследуют евреев. Знайте же, что мы, благодарные Г-споду, живём здесь в совершенном благополучии под властью славного и великого царя Александра Павловича, да возвеличит и возвысит его Г-сподь и да пошлёт ему долголетия за то, что он осчастливил нас своею милостью, совершенно уравняв в правах с остальными жителями. Теперь евреи по всем своим делам могут судиться всюду, где имеются общие суды. И мы, теперь, слава Б-гу, благоденствуем, не терпя никакой обиды. Всем купцам разрешено торговать и разъезжать по всей стране, и вы можете также приезжать сюда по своему желанию, но только должны запастись у себя дома удостоверением от вашего правителя, что вы честные купцы…».
Надо отметить, что евреи были специалистами высокого класса в области крашения. Они же занимались реализацией покрашенного товара. Священник Будрин при посольстве графа Берга в Бухаре в 1820 году писал: «Евреи красят шелк, из фруктов делают водку, красное вино и ром для себя и для охотников продают сходно». О винодельческой деятельности евреев в Бухарском эмирате отмечено и в других источниках. В частности, в 1828 году Оренбургская пограничная комиссия составила записку о торговых учреждениях Бухары: «…Запрещенных товаров в Бухарии совершенно нет. Одно только вино, приготовляемое евреями и армянами, которое публично продавать не допускается. Однако вывоз его для иноверцев позволен».
В 1850 году через Оренбург в Россию прошли 1000 верблюдов, груженных разными товарами. В период с 1840 по 1850 годы объем товарооборота между Россией и Бухарским эмиратом составил по 6 млн. российских рублей для каждой из сторон. По данным 1858 года, бухарские евреи часто ездили в Россию по торговым делам. Они посещали крупнейшие и всемирно известные ярмарки России – Нижегородскую, Ирбитскую, Коренную и город Москву.
При господстве России, начиная с 1868 года торговля резко увеличилась. В своем исследовании «Бухара. 19 – начало 20 вв.» (Москва, 1966) О. Сухарева написала:
«Среди бухарских торговцев-хлопковиков было немало таких, которые за сезон отправляли в Россию десятки вагонов хлопка: от 10 до 60 вагонов. …Хлопком торговал и крупнейший богач Бухары, торговец каракулем Джурабек Арабов (по национальности – араб), который закупал в Ферганской долине ежегодно до 40 вагонов. Развивали свои торговые операции и богачи из бухарских евреев: Исраил Мататов закупал в бухарских туманах до 16 вагонов хлопка в год, сын еврейского старшины Хай-калонтара – 35 вагонов, Махалим Мавашев – до 30 вагонов, еврей-мусульманин Мулло Абдунабий-чала – до 6 вагонов».
Еврейский путешественник Эфраим Неймарк, побывавший в Средней Азии в 1885 году, сообщает:
«Бухара имеет около 1000 еврейских домов. Община управляется комитетом из 12-ти «калонтаров», они считают себя уроженцами древнего города Балха. …В Самарканде 700 семейств, в Коканде 100 семейств, из них 80 семейств – уроженцев Бухары. 5 семейств из Бухары устроились в Кашгаре, где гонения на них продолжалось и стоило жизни одному еврею. В Аулие-ате и Ходженте существуют небольшие общины. Ташкент же имеет большую общину уроженцев Бухары, здесь также много европейских евреев. В Мерве 80 семейств, из них 20 семейств – уроженцев Герата и 60 семейств – джедидов из Мешхеда».
Евреи Бухары после переезда в Ташкент, Самарканд, Коканд активно включились в торговую деятельность в этих городах. Выходцами из Бухары являются самые крупные купцы Коканда: Яков Вадьяев, Рафаэль Потелахов, Або Симхаев и другие. По данным ведомостей Туркестанской казенной палаты за 1893 год, в Самарканде 25 евреев, подданных Бухары, имели оборот в 1 млн. руб. в год, в то время как на 3000 неевреев приходилось всего около 2 млн. рублей.
Франц фон Шварц в своей книге «Туркестан как колыбель индогерманских народов» (1890), пишет:
«Как индусы монополизируют в Туркестане ростовщичество, так и бухарские евреи забрали в свои руки торговлю и промышленность этой страны. Почти все работники шелководства – евреи. Их нетрудно узнать по рукам, носящим следы ремесла: они слегка окрашены синькой. Монополизируя промысел шелка, они, кроме того, встречаются в качестве аптекарей и врачей. Некоторые из них обрусили свою фамилию, прибавляя к концу славянское окончание (например, Аминов, Давыдов и т.д.)».
Среди евреев Бухары было немало известных предпринимателей, которые одновременно являлись раввинами и лидерами общины:
Кандинов Аарон (1822-1909) возглавлял еврейскую общину, был сборщиком налогов и казначеем при дворе эмира.
Юсупов Миер бен Ёсеф (1855-1920) служил придворным врачом эмира Бухарского. В 1881 году он переехал из Хамадана в Бухару, а 1886 году был приглашен эмиром Ахад-ханом во дворец.
Мусаев Шломо бен Яков (1852-1922), раввин, богатый купец, один из основателей еврейского квартала «Реховот» и синагоги в Иерусалиме.
Братья Бабаевы: Шалом бен Ильяву,Алишо, Шаломо, Давид и Шимон имели торговые связи в Москве, Лодзе, Нижнем Новгороде, Туркестанском крае. В 1898 году в Иерусалиме была построена синагога «Иссахаров – Бабаев».
Коэн Моше-Борух (1810-1874), сын Абрама Коэна. Со своим дядей Ицхак-Манахем Мамоном ездил в другие страны, организовывал торговые караваны в Казалинск, Оренбург и города Европы.
Династия Пинхасовых Мулло Ниёз была одна из самых богатых в Бухаре, а её представители возглавляли еврейскую общину города на протяжении почти 100 лет. Пинхас Мулло Ниёз учился в йешиве Йосефа Мамона у учителя Пинхаса Коэна (1786-1858). В последующем Пинхас Коэн стал главным раввином Бухары и получил прозвище Гадол (старший), а Пинхас Мулло Ниёз получил прозвище Катан (младший).
Пинхасов Аарон (умер в 1899 г.) был главой общины евреев. В 1892 году он собрал пожертвования для выкупа у арабов территории в Эрец Исраэль, на которой находилась могила праматери Рахели.
Пинхасов Давид (1848-1894) был купцом, жертвовал деньги нуждающимся. В пригороде Бухары Давид имел летний дом, в котором был убит бандитами.
Пинхасов Сион (1850-1912) – купец, сионист, меценат. Сион пожертвовал 18 тыс. рублей для йешивы и колела Иерусалима.
Пинхасов Яковхай бен Сион (1890-1968) – потомственный коммерсант, общественный деятель. В 1917 году Яковхай стал главой общины евреев Бухары, получив прозвище Хай-калонтар.
Пинхасов Матат – купец, экспортировал каракуль в Санкт-Петербург и Москву. Его сын Ильяу Пинхасов – купец, был на службе у эмира Бухарского. За добросовестный труд награждён изумрудным перстнем.
В Бухаре активно занимались коммерцией:
Абрамов Хаимбой по прозвищу Каршиги, братья Файзиевы Юно и Габриэль, Элияев Беньямин, Авезбакиевы Юханан, Юна и Михаэль,Авезов Рафаэл,Аминов Юнатан, Аминов Сиви, Борухов Або,Ибрагимов Давид, Мавашев Шаломо, Мамон Ицхак-Манахем, Мататов (Пинхасов) Исраэль, Мирзаев Давид (Мирзо Дауд), Тамаев Давид (Бобо Тама) Ходжибеков Авром, Шамуэлов Або, Якубов Исраэль-Ого, Рабин Хизкия Коэн, Юнусов Авром и многие другие.
В этом списке есть имя Юнусова Аврома. Дело в том, что Авром поддержал младобухарцев в движении джадидов против эмира. В 1918 году эмир Ахад-хан казнил своих врагов, в том числе Аврома и его двух сыновей: Якова и Сиона. Об этом упоминает писатель Садриддин Айни в своей повести «Палачи Бухары».
Маркиэл Фазылов
На снимках: 1. Дом Хаима Рубинова. Конец 19 века; 2. Бухара. Синагога – 400 лет; 3. Бухара. Синагога-220 лет.