В главе «Матот» рассказывается о захвате восточного берега реки Иордан. После того, как евреи захватили богатый обильными пастбищами восточный берег, потомки Гада и Реувена обратились к Моше с просьбой не переходить через Иордан, а остаться на восточном берегу. Услыхав их просьбу, Моше очень рассердился и сравнил их желание с грехом разведчиков: «Вы восстаёте против ваших отцов! Слыханное ли это дело: ваши братья будут воевать а вы будете отсиживаться здесь?!» Лишь после того, как потомки колен Гада и Реувена подтвердили, что тоже будут воевать вместе со всеми за захват Земли Израиля, Моше согласился с их просьбой. Что за всем этим кроется? Почему сначала Моше рассердился на них только из-за самой просьбы и даже сравнил их с разведчиками, а потом согласился удовлетворить их желание?
В хасидизме объясняется причина того, что эти два колена выбрали для себя путь пастухов: такой труд не требует от человека особых физических усилий и оставляет для него возможность как можно меньше отрываться от мира святости и, в то же время, позволяет в какой-то степени отречься от всего материального, посвящая себя служению Всевышнему. Поэтому колена Гада и Реувена просили Моше не переходить через Иордан. Они хотели полностью посвятить себя святости, служению Всевышнему и изучению Торы.
Как только Моше это услышал, он напомнил им грех разведчиков. Те тоже хотели оставить народ в пустыне, где можно было полностью посвятить себя духовности и служению Всевышнему. Но это шло вразрез с Его желанием. Всевышний сотворил мир для того, чтобы еврейский народ освятил Его Имя в этом мире. А отречение от материальности не даёт возможности реализовать это в полной мере. Но почему, когда потомки Гада и Реувена пообещали, что они пойдут на войну за завоевание Земли Израиля впереди всего народа?
Ребе объясняет, что весь народ Израиля изначально подразделяется на две категории: одна называется «ремесленники», а вторая — «сидящие в шатрах». Ремесленники своим трудом в этом материальном мире наполняют материю духовным светом Всевышнего. А «сидящие в шатрах» своим учением Торы и посвящением святости дают «ремесленникам» дополнительные духовные силы, восполняя им то время, которые они вынуждены тратить на материальность в ущерб духовности. И эти две категории дополняют друг друга. Как только Моше понял, что потомки Гада и Реувена хотят стать настоящими «сидящими в шатрах», готовыми идти впереди всего народа и быть связующим звеном между «ремесленниками» и миром Торы, он сразу же согласился с их просьбой и позволил им остаться на восточном берегу Иордана.
Глава Масъэй На этой неделе мы будем читать также главу «Масъэй», рассказывающей про 42 перехода евреев по пустыне с момента их выхода из Египта и до их прибытия в землю Израиля. Основным принципом в иудаизме является то, что любая написанная в Торе вещь является вечной и актуальной в любом месте и в любое время.
Исход из Египта в Израиль не произошел за одну ночь. Он занял 42 этапа в течение 40 лет. Каждый этап исхода устанавливался абсолютным образом указанием от Б-га. Облако, укрывающее лагерь, начинало подниматься каждый раз, когда от евреев требовалось встать и поехать. Тогда все находящиеся в лагере начинали упаковывать свои вещи и идти за столбом облака днем, а ночью за столбом огня. Каждый раз, когда столб останавливался евреи разбивали лагерь, а когда он двигался, они шли за ним. Так это происходило 42 раза — «и пошли и остановились», по дороге в землю Израиля.
В первом предложении этой главы говорится: «Это переходы сынов Израиля, вышедших из земли египетской…» Значит, они все еще не вышли из Египта все 42 остановки. После первого этапа выхода, прибыв в Суккот, они еще не оставили Египет, а только уехали из Суккота. То же самое верно и относительно остальных сорока одной остановок, которые были этапами продвижения в землю Израиля и не являлись выходом из Египта? Простой ответ — пока человек не приходит к конечной цели — Израилю (в духовном смысле вдобавок к буквальному пониманию) он находится все время в процессе выхода из Египта.
Однако это предложение содержит более глубокий смысл — он говорит о переходах в жизни любого еврея как индивидуума. Более того, можно проанализировать жизнь любого еврея в свете этих 42 переходов евреев из Египта в Израиль. Другими словами, можно сравнить переходы каждого еврея в течении его жизни с 42 этапами, описывающимися в этой недельной главе. Часто Ребе указывает на то, что слово Тора происходит от слова «учение». Что же мы можем выучить из 42 этапов исхода, упоминающихся здесь?
Слово «Египет» на иврите происходит от слова теснина и граница, это слово связано со словом «узкий», узкое место. В жизни любого человека есть состояния, которые Тора описывает как теснина и ограничение, состояния, когда человек чувствует, что что-то препятствует ему идти верным путем. Чтобы выйти из теснин, человек должен напрячь все свои силы, и когда ему удается выйти из теснин, он как бы оставляет прежнее место и приходит в место, которое ребе называет «простор». Когда определенная проблема разрешается, вы дышите свободно: «Я вышел из этого напряженного состояния». Смысл предложения в том, что жизнь еврея, начиная с его рождения — это серия напряженных состояний, сопровождаемых выходом на простор. То есть, в каждый момент нашей жизни нагромождаются на нашем пути различные препятствия и испытания, которые и являются напряженными состояниями. Человек, проходящий через трудные ситуации, тем самым познает свои силы. Как это верно по отношению к физическим нагрузкам, также обстоит дело и с духовным положением. В этом контексте, Египет — это не страна на карте мира, а этапы теснин и ограничений, которые мы все проходим в нашем маршруте к духовному совершенству, символом которого является земля Израиля.