Бухарские и испанские евреи

Бухарские евреи сформировались в 17-м веке в Бухаре после образования Бухарского ханства и приезда туда евреев из восточных стран. Испанские евреи проживали во многих странах после того, как были изгнаны из Испании в 1492 году.

     Как связаны бухарские и испанские евреи? На первый взгляд вопрос этот кажется странным. Но мы часто слышим, что бухарские евреи – испанского происхождения. Это утверждение противоречит официальной исторической науке. Евреи Средней Азии, за которыми закрепилось название «бухарские евреи», относятся к восточным евреям – «мизрахи». К «мизрахи» относят также евреев: персидских, афганских, курдистанских, грузинских, горских (кавказских), китайских, индийских, эфиопских, йеменских, сирийских, ливийских (Триполи) и других арабских стран. Спорным остается происхождение марокканских евреев, которых считают выходцами из Испании, т. е. сефардскими евреями.

     Историки едины в своем мнении о том, что бухарские евреи являются частью вавилоно-персидской ветви мирового еврейства, которые после разрушения Иерусалимского храма 2600 лет тому назад веками жили в Персидской империи. Нет разногласий и в том, что некогда единые персидские евреи разделились на иранских, бухарских и афганских уже в 17-18 веках после образования Бухарского ханства и объединения афганских княжеств. Таким образом, можно утверждать, что бухарские евреи – это сравнительно молодой субэтнос, сформировавшийся преимущественно из приезжих евреев из Ирана и других восточных стран. Исследование родословных бухарских евреев подтверждает их происхождение из Мешхеда, Хамадана, Мерва, Багдада, Кабула, Балха, Герата, Халеба, Измира, Адена и других городов.

     Отсюда следует и другой вывод: евреи, проживающие в Средней Азии в древности, (например, в Мары – 4 в., Хорезме – 7 в.) или в средних веках (например, в Самарканде – 12 в., Бухаре – 13 в.) не имеют прямого отношения к поздним бухарским евреям 17 века. Это другие евреи, поскольку в нашей истории не было непрерывного существования общины. Община исчезала по разным причинам: из-за войн, отношения правителей к евреям и других причин. К примеру, в Самарканде в конце 18 – начале 19 века проживало всего 300 евреев. А куда исчезла некогда процветающая многотысячная община?

     Однозначного ответа нет. В первой половине 18 века в Самарканде вообще было мало жителей. Причины до сих пор не указаны, но вполне очевидно, что были разного рода катаклизмы. Можно привести много других примеров исчезновения общины. За прошедшие 30 лет, уже в наше время, в городах Узбекистана еврейские общины исчезли. Причины не только экономические, но и политические, в том числе и антисемитизм.

     В истории евреев Средней Азии много неизвестного, а период с 13 по 17 века нет никаких сведений. Сегодня немало дилетантов пропагандируют историю бухарских евреев. Иногда их просто стыдно слушать. Им следовало бы серьезно изучать источники и пересмотреть свои взгляды на многое. Например, о непрерывном проживании евреев в Бухаре, или о том, что бухарские евреи якобы являются потомками колена Реувена. Иногда доходит до абсурда: будто шашмаком имеет еврейские корни, а кладбище в Бухаре насчитывает 1000 лет, и прочие нелепые утверждения, противоречащие исторической науке и здравому смыслу. При этом исследователи утверждают, что сам термин «шашмаком» появился только в 18 веке. А на еврейском кладбище Бухары нет ни одной могилы более 250-летней давности. Да и сколько могил разместиться на участке в 7 гектар? К большому сожалению, евреи, особенно религиозные, часто проявляют шовинизм, считая, что всё лучшее исходит от них и основываются на легенды.

     Однако возвратимся к вопросу: какое отношение имеют бухарские евреи к испанским? Исходя из вышеизложенного – никакого! Испанские евреи и их потомки из других стран не проживали в Средней Азии, как и бухарские евреи – не проживали в Испании. И тем не менее, единичные браки между бухарскими евреями – мужчинами и испанскими еврейками были. Когда и где? В начале 20 века в Палестине, тогда подмандатной Османской империи. Почему именно в тот период? Вспомним нашу историю. В конце 19 – начале 20 века бухарские евреи стали посещать Иерусалим, богатые люди покупали там землю и строили дома, даже основали свой квартал.

     Благодаря России, в конце 19 века была построена железная дорога в Средней Азии, евреи были уравнены в правах с мусульманами, появились российские банки в Средней Азии и Палестине, купцы и предприниматели получили возможность вложить свой капитал на исторической родине. Россия способствовала повышению культурного уровня бухарских евреев и сыграла огромную положительную роль в нашей истории. Именно тогда появилась весьма влиятельная бухарско-еврейская буржуазия и дети аристократов женились на испанских и европейских еврейках. Некоторые из них остались жить в Европе и Палестине, некоторые вернулись в Бухару и Самарканд.

     Как появились испанские евреи в Палестине? Дело в том, что турки создали благоприятные условия для изгнанных из Испании евреев. А турецкий султан Баязет-II даже отправил благодарственное письмо королю Испании. Евреи поселились на всей территории Османской империи, в том числе и в Палестине.

     Бурный экономический рост Средней Азии при царской России вселял надежду, и евреи позволяли себе покупать дома в Иерусалиме, сдавать их в аренду и приезжать домой. Одним из немногих подобных примеров является семья Аврамхаима Мавашева (1884-1951). В 1905 году он женится на испанской еврейке Ривке – дочери Мордехая Нисим и Перлы Тараболес – и выезжает с ней обратно в Бухару.

     Но вскоре границы СССР закрываются, более того, при Советской власти начинаются гонения на богатых людей. В 1932 году Аврамхаиму удается бежать нелегально через Иран и Афганистан в Палестину. Долгая дорога и разрешение на въезд заняли два года. Жена с детьми остались в Бухаре. В 1940 году Ривка Нисим умерла в возрасте 48 лет. Она похоронена в Ташкенте на кладбище «Чигатай». Судьба её мужа Аврамхаима оказалась тоже трагической: в 1951 году он погиб во время перестрелки с арабскими снайперами, тогда Иерусалим был под контролем Иордании. Он похоронен на кладбище «Санэдрия» в Иерусалиме.

     Эту историю я узнал от Шмуэля Мавашева (1924), сына Аврамхаима и Ривки. Он участник войны, имеет много наград, в 1979 году репатриировался в Израиль. Я встретился с ним в 2014 году в Лоде, чтобы поздравить ветерана войны и труда с 90-летним юбилеем. Мне запомнились его слова: «Мой отец родился в Бухаре, но умер в Иерусалиме. Моя мать родилась в Иерусалиме, но умерла в Ташкенте. А сам я родился в рубашке. Каким-то чудом остался жив в той страшной войне».

     В январе 2023 года Шмуэлю Мавашеву исполнилось 99 лет. Конгресс бухарских евреев планировал наградить его и создать фильм о нем для показа на съезде в феврале месяце. Но, увы, Шмуэль Мавашев не дожил несколько дней. Вечная память!

     А недавно я встретил дочь Шмуэля – Фриду Натив из Реховота. Она рассказала, как в Израиле много лет искала корни своей испанской бабушки Ривки. И нашла! Её родословную, родственников. Она также рассказала, как добилась и стала наследницей дома своего деда в квартале «Шхунат Бухарим». Но это уже другая история. Оказалось, что Фрида по материнской линии внучка писателя Азарьё Юсупова (1881, Бухара – 1961, Самарканд) – потомка знаменитого Ёсефа Мамона. Фрида показала дневники Азарьё Юсупова, написанные на таджикском языке, и очень сожалела, что не может их напечатать и опубликовать. Я обещал помочь ей.

Маркиэл Фазылов. Фото: Ривка Нисим и Аврамхаим Мавашев