Моя фамилия

Пришло время, когда появилась необходимость заглянуть в прошлое, попытаться разобраться в одном из самых главных вопросов жизни каждого из нас: кто наши предки и что они оставили нам?

Существует несколько версий происхождения фамилии Елизаровых. По одной из версий одна из сестёр Моше Калонтара Лео вышла замуж за Элозора Улуға. Со временем имя Элозор стало фамилией династии. По другой версии, фамилия Елизаровых (иногда пишется в транскрипции Элизаро­вы) берёт своё начало от имени крупнейшего учёного талмудиста Эле­зера, приехавшего из Палестины в Среднюю Азию для обучения Торе детей и взрослых. Он приехал с молодой женой Мирьям. Было это более 200 лет тому назад. Ему удалось во многих городах, в част­ности, в Самарканде, организовать религиозные школы – хедеры.

У самого Элезера долго не было детей. Он бесплатно обучает се­мью, в которой было десять детей. И Б-г посылает ему в награду един­ственного сына – Боруха. Именно он является родоначальником ветвистого древа Елизаровых. Борух женится на Сорах, племяннице Моше Калонтара (она – дочь Лео, сестры Моше), и у них рождаются четверо сыновей и одна дочь.

Елизаров Сион – родился в 1879 году, умер в 1918, в 39 лет. Его супруга Ливко, дочь Авроми Тухсур. Их дочь Малко становится су­пругой Искиёи қасоб (мясник). У них рождаются шесть девочек – Ра­хиль, Зильпо, Хано, Басанда, Тамара, Сури. Чем занимался Сион при жизни – трудно сказать. А вот трое других братьев, доживших до глу­­­бокой старости, связанные друг с другом большим взаимным ува­жением, занимались одним общим делом, а именно – ку­пе­чеством.

Старшим среди них, после скончавшегося в 1918 году брата Си­о­на, был мой дед Абонисим Елизаров, 1880 года рождения, скончался в возрасте 73 лет 3 октября 1953 года. Его супруга Нозук была из ро­да Аронбаевых. У них было четверо сыновей – Абрамхаим, Исхак, Яков, Михаил и две сестры – Хано и Сури.

Вторым был Елизаров Шмаё (дед Ольги Леваевой, отец Ювдо Елизарова) – родился в 1885 году, умер в 1971 году. Его супруга Ксио Доматова – дочь известного в Коканде купца Юно Доматова – ро­­­дилась в 1891 году, скончалась в Израиле в 1975 году (22 сивана).

Третий – Елизаров Эфраим – родился в 1888 году, умер в 1972 го­ду, в один день с братом Шмаё (8 швата).

По рассказам своего деда, с которым я была дружна, и более того, мы с ним жили в одной комнатке по той простой причине, что ему было всё равно, во сколько ложусь я спать и как долго будет гореть керосиновая лампа, стоящая на сандале, под которым мы грелись в холод и стужу. Я читала до глубокой ночи, а деду это обстоятельство не мешало спать. Зато мы общались, и на мой вопрос, чем он зани­мал­ся до революции, отвечал: «До революции и в первые годы после неё братья – Эфраим, Шмаё и я были купцами (савдогар) и занимались торговлей, ездили в разные города – Коканд, Паншанбе, Андижан и т.д. А когда иметь собственное дело стало считаться преступлением, мы должны были поменять наши жизни. В Коканде мой брат Шмаё нашёл себе жену из хорошей и благородной семьи Доматовых. Они тоже были крупными торговцами».

Дед мой после болезни сына, моего отца Абрамхаима, вынуж­ден был заниматься совершенно иным делом – он стал извозчиком, ибо ему пришлось поддерживать материально семью сына, кото­рый до 1946 года был руководителем города Пенджикент. Мой отец полно­стью взял на себя заботу об отце, своих братьях и сёстрах, а также по­­могал дяде Эфраиму и их единственной сестре – Битти. С совет­ской властью у деда были особые счёты: его буквально впервые прорвало, когда скончался Сталин, а мы с отцом стали горевать, а он вдруг за­то­пал ногами, сказав: «Пусть не найдёт он себе места на том свете. Если он был бы жив, он уничтожил бы всех евреев». Тогда-то я поня­ла, что многого из жизни деда я не знаю. Все три брата были просто раскулачены и чудом остались в живых, скрывая тщетно своё прош­лое.

Судьба дяди Шмаё Елизарова мне известна лишь с 1951 года, ко­гда я приехала поступать в вуз в Ташкент. Вне сомнения, он да­же своим внешним видом напоминал аристократа, человека, прошед­шего красивую, зажиточную жизнь: был одет так, как представляют ныне купцов высшей гильдии, – бархатная купеческая шапка, пенсне с цепочкой, часы, цепочка из которых виднелась из бокового карман­чика сюртука… Помню его постоянно читающим или Тору, или све­жую газету. Немногословно, почти молча, но уверенно он управлял своей империей и был непререкаемым авторитетом. Боясь власти, он, вместе с тем, понимал, что материальное благополучие напрямую свя­зано с бизнесом. Быть может, поэтому его сыновья – Рубен, Шуон, Леви, Ювдо, – имея высшее образование, занимались и в Союзе, и в Израиле бизнесом.

Моего отца все Елизаровы воспринимали главой всего рода по той же самой причине, что он, занимая высокий государственный пост, умел при этом извлечь большие материальные дивиденды, которые по­зво­ляли ему заботиться о всех родных, где бы они не жили. И не только. Он был человеком высокой порядочности, чести и религи­оз­ности. Абрамхаим великолепно знал Тору, иврит, был не­од­нократно шолияхом во время праздничных молитв. И потому не слу­чайно Шмаё-амак дал сандок сына – Ювдо Елизарова моему отцу с полным основанием, чтобы он был таким же успешным и любящим своих родственников, как и Абрамхаим. И ведь всё так и случилось. И уди­вительно, что Ювдо скончался 7 кислева 2010 года, а Абрам­хаим скончался 5 кислева 1956 года.

Эфраим Елизаров, которого я знала с 1946 года, жил вместе с су­пругой Хевси Ильясовой на ул. Сырдарьинской, на махалле; подари­ли они трёх прекрасных сыновей: Менаше Елизаров, участник Вели­кой Отечественной войны, много лет он был габбаем канесои «Гум­баз», Ёсеф Елизаров, заслуженный деятель искусств, которого назы­вают бухарско-еврейским Репиным, его картины украшают Третья­ковскую галерею. На доме, где он родился, висит мемориальная доска, а одной из улиц старого города Самарканда присвоено его имя. Дядя имел ещё одного сына Беньямина (Бориса) Елизарова, инженера-геолога. Все три брата ушли из жизни.

К сожалению, старое поколение Елизаровых уходит в небытие, и потому очень важно сейчас, а не потом, разобраться в своей родословной, давшей миру известных деятелей культуры, учёных, работников юстиции, крупных бизнесменов, учителей, государственных деятелей и раввинов. Особенность этой фамилии ещё в том, что независимо от своей профессии, все они глубоко почитали Тору, принадлежали к колену «леви» и были верны её высоким духовным ценностям.

Рена Елизарова, собкор «Меноры» в США. На фото: Абонисим, Шмаё и Эфраим Елизаровы