Каждое поколение людей проходит через какие-то катаклизмы и тяжелые испытания. На примере нашего поколения можно видеть, какие испытания на нашу долю в новых условиях после эмиграции в США, Израиль и другие страны. Поколение наших отцов и матерей стало свидетелями и даже участниками 2-й мировой войны, в которой практически каждая семья бухарских евреев потеряла кормильца. С особой несправедливостью и жестокостью столкнулось поколение наших дедушек и бабушек – они пережили гражданскую войну, холод и голод, изъятие Советской властью имущества. Земля, фабрики и заводы, золото и дома богатых людей были конфискованы в 1920-1930-х годах.
Живя в Советском Союзе, мы находились под идеологией правящей коммунистической партии и считали, что движемся к некоему светлому будущему – по крайней мере, надеялись на лучшее. При этом не очень дорожили прошлым наследием, к тому же власти препятствовали изучению родной истории и распространению национальной культуры. Но Советская власть продержалась чуть более 70 лет, наступили новые времена.
Новые веяния сопровождались мощным возвращением к своим национальным корням и еврейскому самосознанию. Разумеется, многое уже было потеряно, а многое упущено. Но остались люди – носители наших традиций. Началась массовая фиксация культурно-религиозных обычаев. Появились организации, способствующие сохранению исторической памяти. Благо, еще не все архивы были уничтожены, сохранились дома и синагоги, построенные более 120 лет тому назад и представляющие архитектурную ценность.
После объявления своей независимости бывшие советские республики отказались от коммунистической демагогии, разрешили национальным меньшинствам создавать свои культурные автономии, а главное – они взяли под охрану все культурные объекты. Они создали условия для свободного посещения своей доисторической родины и знакомства молодого поколения со своими корнями. Сегодня бухарские евреи посещают города Узбекистана и Таджикистана, очень бережно относятся к могилам и кладбищам, вкладывают немало сил и средств в их благоустройство. Благодаря спонсорам синагоги в Узбекистане также стали краше, в Ташкенте, Бухаре и Самарканде они приобрели новый вид.
Значимость объектов материальной культуры бухарских евреев высока. Сохранились особняки в Коканде, Бухаре и больше всего в Самарканде, поскольку в период царской России именно Самарканду суждено было стать культурной столицей евреев Средней Азии. Например, в Коканде до настоящего времени еврейские особняки занимают государственные организации. В Самарканде в центре города такая же ситуация. А вот в еврейской махале Самарканда эти дома оказались бесхозными, поскольку находятся на окраине города и спрос на них не высок. К тому же до настоящего времени в квартале нет канализации и прочей коммуникации.
Однако многие особняки, собственником которых является государство, оказались без внимания. Эти здания при Советской власти использовались под различные медицинские, образовательные и другие учреждения. Таких уникальных домов в еврейском квартале Самарканда – около 20-ти! Некоторые из них состоят на балансе городского хокимията и к сожалению, в последние годы пустуют. Они требуют ремонта, а несколько зданий находятся в аварийном состоянии.
Понимая значимость объектов материальной культуры бухарских евреев для истории и будущих поколений, наша интеллигенция пыталась как-то решить эту проблему. Власти всегда шли навстречу, они сотрудничали с иностранными и местными бизнесменами, которые были готовы купить эти здания и привести в надлежащий вид. Надо отметить, что в Узбекистане существует закон, который не позволяет изменить фасад и внутреннее убранство зданий (которым свыше 100 лет), а тем более – сносить без согласования с органами надзора (областным департаментом охраны памятников). Все эти архитектурные шедевры, безусловно, есть в списке объектов, охраняемых государством.
Здесь важно подчеркнуть, что распространенное мнение о защите этих зданий со стороны организации ЮНЕСКО – это заблуждение. ЮНЕСКО берет под охрану редкие объекты материальной и нематериальной культуры по заявке тех государств, на территории которых эти объекты находятся. Узбекистан, кроме прочего, поддал заявку на плов и лепешку – и эти кулинарные изделия закреплены за Узбекистаном. За Украиной закреплен борщ, за Францией – французский багет, а вот шашмаком закреплен за двумя государствами – Узбекистаном и Таджикистаном. Пока не поздно и нам необходимо закрепить за собой «Оши сабо» (Субботняя рисовая каша) и «Бахш» (Мешочный зеленый плов). Но мы немного отвлеклись.
Долгое время попытки бизнесменов и соотечественников приватизировать эти здания кончались безуспешно – по разным причинам, в основном из-за отсутствия соответствующей законодательной базы. Иностранным частным лицам не разрешали покупать недвижимое имущество. Надо признать, что власти шли навстречу пожеланиям общины в другом важном вопросе. Несколько улиц в еврейской махале названы именами еврейских героев, в основном советского периода. Например, улицы имени М. Толмасова, Г. Муллокандова, И. Ханимова, Ю. Елизарова и другие. А как быть с именами основателей этого квартала, ведь это они купили землю и организовали еврейский квартал. В период царской России здесь появились кирпичные дома (в том числе двухэтажные) с уникальными фасадами и росписями внутренних стен. Трудно поверить, что этим домам суждено погибнуть.
В советское время дом культуры №7 Сиабского района, расположенный в самом центре еврейской махалы, назвали именем Абрама Абдурахманова – единственного министра бухарского еврея, который имел огромные заслуги перед государством и своей общиной. Он был народным комиссаром (министром) юстиции Узбекистана еще в довоенный период. Это здание ранее использовалось под различные заразные больницы. А вообще, эта была самая большая синагога «Канесои калон», построенная в 1869 году под руководством главы общины Моше Калонтара. И совершенно очевидно, что эта бывшая синагога должна была возвращена общине еще 30 лет тому назад, как и многие религиозные объекты, которые власти Узбекистана тогда и вернули. Но, увы, этого не произошло. К большому сожалению, это действующее здание даже не носит имя Моше Калонтара.
Сейчас другие времена. Теперь появилась возможность исправить эти перегибы советской политики. В 1993 году при поддержке властей отмечалось 150-летие основания еврейского квартала. В этом году еврейскому кварталу Самарканда исполнилось 180 лет. Намечены юбилейные мероприятия. 11 августа в Самарканд прилетает большая делегация бухарских евреев из США под руководством президента благотворительного фонда «Самарканд» Марика Калонтарова. Там также будут отмечать 145-летия со дня смерти Моше Калонтара.
Еврейский квартал уникален. В 1998 году по заказу еврейского культурного центра (председатель М. Фазылов) был создан видеофильм о еврейских домах Самарканда. Автор фильма – историк, доктор филологии Рубен Назарьян. Спонсор – бизнесмен доктор наук Иосиф Кусаев. К сожалению, теперь их нет в живых, но ролик «гуляет» по интернету. Автор этих строк недавно создал новый небольшой фильм о сохранившихся домах Узбекистана под названием «Особняки евреев Узбекистана», в который включил синагоги и дома 19 – начала 20 веков. Этот ролик также можно увидеть в youtube. Кроме того, эти уникальные дома вошли во многие книги по истории и культуре бухарских евреев, изданные в Израиле и США.
Несколько месяцев тому назад в еврейском квартале Самарканда произошли странные события. На глазах у жителей квартала исчез дом на улице М. Толмасова тупик 1 дом 33, а вернее сказать, его просто снесли. Этот дом (на фото) принадлежал купцу Якову Рубинову. В советское время здесь была детская поликлиника, позже – вечерняя школа рабочей молодежи. Последние 20-30 лет дом пустовал, но был в хорошем состоянии. Налицо факт нарушения законов Узбекистана. По словам председателя еврейской общины Самарканда Ильи Муллоджанова, виновный привлечен к уголовной ответственности и приговорен судом к денежному штрафу большого размера.
На этом можно было бы поставить точку: дом снесен незаконно, виновник наказан. Однако у нас, соотечественников Узбекистана, остались недоуменные вопросы. Действительно ли государственное здание, находящееся на балансе городского хокимията, было приватизировано? Продано ли оно открыто с объявлением аукциона? Участвовали ли в этом иностранцы? С какой целью оно было продано? А может новый хозяин приобрел здание незаконно? Почему снесено это уникальное здание, ведь оно находилось в тупике и никому не мешало? С этими вопросами наши организации в Израиле обратились с письмом к хокиму Самарканда Фазлиддину Умарову и послу Узбекистана в Израиле Ферузе Махмудовой.
Маркиэл Фазылов. На снимках: дом Якова Рубинова и то, что от него осталось после сноса