“Певец его превосходительства”

Не один год Борис Катаев, яркий представитель современной театральной культуры бухарских евреев, работал над проектом, который лично для меня имел важное значение. Многое связывало меня с историей создания и появления на свет этого знакового для истории бухарских евреев Америки произведения, в котором объединили силы два талантливых человека: поэт Ильяс Маллаев, автор пьесы в стихах “Левича Хофиз”, и режиссёр Борис Катаев. 

К этим двум атлантам с полным основанием можно прибавить и уникального художника Валерия Исхакова, который не только воссоздал атмосферу Бухары тех лет (узкие улочки древнего города, внутреннее убранство покоев Эмира Бухарского), но и выступил в качестве гримера, сотворив убедительные исторические образы героев пьесы. 

Композитор Яхиэль Сабзанов подобрал к спектаклю музыку из своих произведений, которые придали спектаклю современное звучание, подняв на новый уровень эмоциональное восприятие зрителей. Музыка звучала органично и временами пронзительно.

Отмечу, что до спектакля “Певец Его Превосходительства” в наших театрах “Возрождение” и “Бухара-на-Гудзоне” симфоническая музыка не использовалась.

И еще один участник этого события – община бухарских евреев Нью-Йорка. Все средства, собранные местными меценатами – все 36 000 долларов – были полностью потрачены на реквизиты, аренду зала, работу художника, костюмы, грим…

Таким образом, на несколько вечеров Queens Theater превратился в подлинный центр культуры бухарскоеврейского народа в новой стране. Зритель шел к этому событию, можно сказать, всю жизнь, и вот впервые на театральной сцене, благодаря мощному дару поэта Ильяса Маллаева, режиссёрскому мастерству Катаева, художественному видению Исхакова, музыке величественных бухарских макомов и композитора Сабзанова, был создан шедевр “Певец Его Превосходительства”. Случилось это в 1999 году.

* * *

Почему Борис Катаев вернулся к идее воссоздания спектакля?

– Однажды я подумал: было потрачено столько лет жизни, столько репетиций с непрофессиональными актерами, которых приходилось учить культуре сценической речи, движениям. Поэтический текст тоже требовал огромной работы: нужно же было его исполнять со сцены, а не просто “озвучивать”. И что же теперь, вся эта колоссальная работа навеки замурована в 1999 году?! Вот почему я решил вдохнуть новую жизнь в свое детище: поместить на экран спектакль, премьера которого впервые прошла в настоящем театре с профессиональной сценой, с художником, декорациями, костюмами. И все стали свидетелями подвига труппы, поднявшей планку театрального искусства нашего народа на новый уровень. 

В спектакле было занято более 30 непрофессиональных актеров!  Большинство из них впервые вышло на профессиональную сцену, да еще в драматическом спектакле такого масштаба. И они прекрасно сдали свой экзамен режиссеру и зрителям! Не случайно и не зря через тридцать лет после иммиграции в США Таджикский государственный институт культуры и искусств имени Мирзо Турсунзаде присвоил Борису Катаеву звание почетного профессора кафедры режиссуры! На мой взгляд, он заслужил столь высокое звание в первую очередь этим замечательным спектаклем, в работе над которым за год обучил актерскому мастерству бизнес-леди Миру Мушибаеву, математика и поэта Михаила Завула, макомиста и начинающего поэта Рошеля Рубинова, дойриста Ошера Бараева, рубабиста Очиля Ибрагимова, бизнесмена Михаила Ягудаева…

Но главной заслугой Бориса стало то, что он с новой силой раскрыл не только музыкальный, но и актерский талант наших прославленных артистов. В первую очередь это касается сложной роли Тамары Катаевой, сыгравшей образ женщины, мятущейся под влиянием невесть откуда свалившейся на нее страстной любви, с которой она не может совладать, и которая перерождается в коварство…

Мухаббат Шамаева, уроженка Бухары и муза поэта Ильяса Маллаева, отменно сыграла супругу Левича, а Светлана Катаева в роли дочери Левича оказалась еще и пластичной танцовщицей.

Все участники спектакля жили этим спектаклем, который стал вызовом печально известному прошлому, когда искусственно замалчивалась роль бухарских евреев в развитии и становлении профессионального музыкального искусства народов Средней Азии. Не всегда упоминались, а иногда и вынужденно заменялись имена выступающих по телевидению, радио, гастролирующих по стране и за рубежом. 

Великий Исахар Акилов, народный артист Узбекистана, хореограф, основоположник сценического бухарского танца, танцор-виртуоз, которому так и не удалось ни разу выехать с созданными им ансамблями танца за рубеж, поскольку он имел близких родственников в Англии и Израиле, как-то с горечью сказал мне: “Ин гапа ба ду гошат гир! Ин дунёба: хизматамо – халор! Миллатамо – харом!”

Тернист был путь наших звёзд к вершинам признания и к праву на сцену, но они пробились, они творили, они блистали, освещая дорогу молодым, создавая целые школы и направления в искусстве и став яркой частью истории культуры Узбекистана, Таджикистана и России.

Идея Бориса Катаева заключалась в том, чтобы не только “оживить” спектакль, дополнив его кадрами хроники, приблизив зрителя к реалиям тех лет, но и вернуться к теме, которая с новой силой зазвучала в наше время, – теме противостояния антисемитизму, ксенофобии и нетерпимости, сохранения народом себя, своей культуры, веры, языка и традиции в мире глобализации.

ЛЮБОВЬ К ТЕАТРУ

Но вернемся к премьерному показу. 

В этот памятный день Борис Катаев не ограничился демонстрацией своего фильма, но и выразил признательность всем участникам спектакля, благодарил каждого актера, приготовив для них более 30 именных памятных знаков, awards, назвав их театральными, общинными “оскарами”. 

Светлана Ханимова, менеджер спектакля 1999 года, получая награду, говорила о подвижничестве труппы, работавшей над спектаклем абсолютно бесплатно, из почтения к памяти великого Левича и еврейских макомистов минувшего века.

Нужно сказать, что в реальной жизни не было показанной нам истории отношений между Левича Бобохановым и Шишахон, это вымысел, который допускается в художественном произведении, коим является драма “Певец Его Превосходительства”. Ильяс Маллаев с Борисом Катаевым выстроили захватывающую интригу, которая стала стержнем всего спектакля, и потому держала зрителей в постоянном напряжении. 

Тамара Катаева еще раз доказала свой широчайший диапазон драматической актрисы, певицы, созанда, и музы режиссера, который ввёл связанную с ней часть сюжета в спектакль, без чего была бы просто констатация биографии певца Его Превосходительства вперемежку с музыкальными и танцевальными номерами. Это особенно проявилось в сцене даври занон (развлечения в женской половине дворца эмира), которая покоряет не только своим феерическим народным юмором, но лирическим признанием Шишахон матери Эмира Бухарского. В этой сцене раскрыли свой талант, блистательно справившись с ролями, все участники актерского ансамбля: Мира Мушибаева, Фируза Ягудаева, Фарида Нисимова, Сара Катаева, Лиза Якубова, Тамара Катаева, Светлана Катаева. 

 Ещё одна деталь  

Борис Катаев научил женщин хлопать так, как это делали во дворце эмира: собрав ладошки вместе, хлопать, двигая правую ладонь вниз по кругу на 45 градусов, что придает особое очарование этому действию. 

– Как говорили в народе, “Каф ба каф занед, мардумро шод кунед!” – “Хлопайте в ладоши и радуйте народ!”. Я впервые обратил внимание на этот фрагмент в 1999 году, а теперь увидел его на большом экране и восхитился знанием режиссера особенностей бухарского фольклора ХХ века! Браво!

Давид Бараев, внук Мурдахая Танбури, играл своего деда, а другой его внук, выдающийся музыкант и педагог Ошер Бараев – Бободжони Мазори. Певец Яша Завулунов выступил в образе своего наставника и старшего современника Михаэля Толмасова, Эзро Малаков – в роли Йосефи Гурга, дойриста Левича Бобоханова, а Иосиф Абрамов (единственный шогирд Ильяса Маллаева. – Р.Н.) – в роли Михаила Муллокандова. 

Интересна также группа, сыгравшая приближенных двора Эмира Бухарского. Очиль Ибрагимов сыграл роль Шейха Уль Ислама, Ротшелд Аминов и Мотик Шимунов в разные дни сыграли Кози Калона, Хайка Малаков – Кушбеги. Что ни имя – то история эмирата, история музыки, история бухарских макомов, бесценных нотных записей, выполненных музыковедами Николаем Успенским, Юнусом Раджаби, которые служили и служат по сей день источником вдохновения и школой мастерства для молодых макомистов.

Всего 24 года отделяет нас от того спектакля, но зритель так же, как и в первый раз, в 1999 году, взволнован представленной на экране известной ему историей любви, коварства, придворных интриг, непростой жизни певцов и музыкантов начала 20 века! С двух часов дня до полночи зрители, дважды заполнившие Зал торжеств Центра бухарских евреев, перенеслись и в премьерный день спектакля февраля 1999 года, и в начало ХХ века, когда происходили драматические события вокруг Певца Его Превосходительства, и в 7 мая 2023 года, когда вспомнили всех создателей и участников этого важного для нас спектакля, ставшего событием в культурной жизни американской диаспоры. И в этом акте благодарственной памяти тоже выражен феномен Бориса Катаева.

Память

– Была тронута до слез, – поделилась Белла Завулунова, дочь поэта Михаила Завула. – Несколько месяцев тому назад моего отца не стало… Если бы фильм показали немного раньше, мы бы чествовали его среди живых. А так этот award достался нам, и я отнесу его маме, для которой он станет некоторым утешением… Мы с братом Толиком и сестрой Дорой получили наслаждение от воссозданного спектакля! 

Низкий поклон всем, кто организовал этот день, ставший памятью не только драматургу Ильясу Маллаеву, но и всем тем, кого уже нет с нами. И самое главное – мы вновь окунулись в атмосферу тех дней, когда все стали частью этого проекта, который объединил континенты, время, пространство, грезы, авторов, актеров, зрителей и всю нашу общину.

Думаю, 9 февраля 1999 года имело такое же значение в жизни бухарских евреев Нью-Йорка, как и создание в мае того же года Конгресса бухарских евреев США и Канады. В XXI век бухарские евреи вошли независимым народом, способным творить и гордиться своим прошлым и настоящим. В созданной недавно студии в Центре бухарских евреев поют макомы юные певцы Академии хазанута народного артиста Узбекистана Эзро Малакова. Это наше будущее.

Но светит ли нам театральное будущее? Майкл Аронов, наш соплеменник, выдающийся американский актер, лауреат премии “Тонни” стоит на уровне с самыми титулованными актерами Нью-Йорка!

Планы

– … А Борис Катаев вновь задумал новый спектакль. Ему из Баку прислал мой друг, замечательный журналист Фуад Хесейзаде сценарий пьесы “Свекровь” азербайджанского драматурга Меджида Шамхалова, над которым Борис начал работать. Известно только одно: в главной роли выступит его муза и спутница жизни, источник вдохновения и большой любви Тамара Катаева. Все остальное выяснится в скором времени.

Он в постоянном творческом поиске. В этом – феномен режиссера и наставника Бориса Катаева.

Рафаэль Некталов, Фото Мерика Рубинов