В Йом-Кипур мы упоминаем в молитве весь порядок служения первосвященника в этот день в Храме. И хотя в наши дни ни Храма, ни первосвященника не существует, но, с другой стороны, известно, что разрушение коснулось только материального Храма, построенного из камней и металла, но Храм духовный присутствует вечно, в том числе, и в каждом из нас. Так что в этом смысле мы можем говорить и об актуальности его существования, и об актуальности нашего служения в этом Храме, в том числе и в Йом-Кипур.
В море свирепствует буря, чудовищные волны, бьющиеся о берег, уносят с собой все, оставляя после себя опустошение.
Море – это мир, где “строят жизнь”. Волны – стресс и тревога нерешительности, незнание, куда повернуть, на что рассчитывать, рывки вверх и вниз, в холод и жар, вперед и назад.
Поступите подобно Ноаху – постройте себе ковчег. Ковчег по-еврейски – тейва, что также означает “слово”. Вашим ковчегом должны стать слова Торы и молитвы. Войдите в свой ковчег и дайте водам поднять вас, не допустите, чтобы они затянули вас на дно вместе со всем, что вам принадлежит.
Раби Шнеур-Залман из Ляд, основатель школы “Хабад”, любавичского хасидизма, вел молитву в Йом-Кипур, самый священный день года. Завернувшись в талит, молитвенное покрывало, он был сосредоточен: очищение души всегда требует предельного внимания и полной отдачи. Каждое слово его молитвы было подобно огню, мелодия слов и пыл, с которым они произносились, заставляли всех присутствующих отпускать свои души парить так высоко, что все земное начинало казаться неважным.
Вдруг он замолчал, повернулся, сбросил покрывало и вышел из синагоги. Быстро достиг окраины городка, где из темной лачуги раздавался крик новорожденного. Ребе вошел туда, наколол дров и растопил печь, сварил суп для матери и ребенка, беспомощно лежавших в кровати. Затем он вернулся в синагогу и продолжил свои полные экстаза молитвы…
(Обратите внимание, Ребе сбросил покрывало. Помогая кому-нибудь, оставьте свой мир молитв и размышлений и войдите в мир ближнего. Нельзя помочь, находясь наверху, это возможно только изнутри.)
10-го тишрей 3087 года (672 г. до н. э.) трагически погиб первосвященник и пророк Зхарья бен Йеѓояда. В то время в Иудее стремительно распространялось идолопоклонство. Желая остановить этот страшный процесс, вышел пророк Зхарья, который был еще к тому же и первосвященником и зятем царя, встал во внутреннем дворе Храма и яростными словами стал упрекать народ и побуждать его исправить свои пути.
Но, к сожалению, его слова не возымели желаемого воздействия, и царь Йеѓоаш приказал людям из знати умертвить Зхарью, что они и сделали прямо во внутреннем дворе Храма.
Б-г отомстил за это убийство. Когда преступники собирались предать тело Зхарьи погребению, его кровь начала кипеть, и успокоить ее было невозможно. Кровь продолжала бушевать в продолжении следующих 252 лет – вплоть до царствования царя Цидкияѓу, когда был разрушен Первый Храм, а еврейская кровь лилась реками по иерусалимским улицам.
Тогда Творец преисполнился сострадания к еврейскому народу, ибо он искупил грех убийства, в котором были повинны многие, ибо Зхарья умер в Храмовом дворе при большом скоплении людей, но никто из них не возмутился. Тогда, в страшные дни погрома, учиненного вавилонянами в Иерусалиме, кровь пророка успокоилась.
Во время молитвы несколько раз (в разных общинах – по-разному) становятся на колени и затем падают ниц. Следует помнить, что Ѓалаха запрещает падать ниц на каменный пол (чтобы не уподобиться язычникам), поэтому следует расстелить под колени и лицо коврик или полотенце.