Создавая миры в танце орнамента

В этом материале читатель познакомится с необыкновенным художником, в искусстве которого с помощью орнамента создавались целые миры.  Илья Абрамович был автором оформления зданий театров, дворцов культуры, библиотек и кинотеатров не только в Таджикистане, но и за его пределами, в столичной Москве и Ташкенте.

Заслуженному деятелю искусств Таджикской ССР Илье Абрамовичу Абдурахманову (Илья бэн Авраам) в сентябре этого года исполнилось бы 100 лет со дня рождения.

Он один из первых художников в Средней Азии, получивший высшее художественное образование в Москве и стоявший у истоков становления и развития профессионального монументального и декоративно-прикладного искусства Таджикистана.

В судьбе этого художника отразилась целая эпоха с её падениями и взлётами в жизни не только бывшей страны – Атлантиды, но и целых континентов. Закат бухарского эмирата, гражданская война, образование советских республик, миграция внутри страны, Вторая мировая, возвращение к мирной жизни и эмиграция. Но вместе с тем все эти испытания, были сбалансированы светлыми и мирными годами в жизни художника. Илья Абрамович находил вселенскую красоту повсюду, выражая её в своём искусстве, и посему его творчество представляет собой яркую страницу в истории искусства и культуры Средней Азии.

Роспись потолка оперного театра в Душанбе

Вдохновлённый богатым наследием памятников античности и средневековья в регионе, он своим творчеством внёс новшества и современную интерпретацию дизайна в монументальное и декоративно-прикладное искусство в республике.  Илья Абрамович был также непревзойденным живописцем-акварелистом. Значимость его произведений, выполненных в этой технике, настолько велика, что трудно представить его творчество без его акварельных работ.  Они по праву занимают достойное место в истории живописи в республике.  

Роспись и керамическое панно интерьера кинотеатра

Будущий художник родился в 1923 году в Самарканде – Иерусалиме Средней Азии.  Он был первенцем в семье Авраама Хискияевича Абдурахманова Леви (Абарахамин) и воспитывался с шестью другими братьями и сестрами. Отец был фотографом, одним из первых освоивший беспредельные возможности камеры в Средней Азии.  Авраам Хискияевич занимался художественной фотографией и передал своим детям интерес к творчеству. Младший брат Ильи Абрамовича – Михаил также известный советский живописец, Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, творивший в соавторстве с супругой Г. Яраловой. 

Раннее детство художника прошло в древнем Самарканде со славной историей, древнейшей культурой и уникальным искусством. Здесь в начале 20-30- х ему пришлось быть свидетелем того, как по-прежнему наряду с новыми приметами времени в еврейском квартале-махалле ремесленники вручную, кустарным образом производили и красили шёлк, работали по металлу, создавая самую изящную в Средней Азии пасхальную посуду в серебре, а в золоте – ювелирные изделия.  Кроме того, занимались столярным делом, украшая интерьеры домов и предметы быта росписью и резьбой по дереву, изготовлением музыкальных инструментов, вышивали золотом по бархату и шёлку.

Архитектурные ансамбли Самарканда времён Тимуридов в детстве и юности впечатлили будущего художника своей красотой убранства в оформлении. Сохранившиеся в памяти эти образы впоследствии найдут своё яркое выражения в произведениях художника о родном Самарканде в его живописных работах.

  Как известно, в тридцатые годы история нашей бывшей страны была отмечена вспышкой новой волны сталинского террора. И многие люди, в числе которых оказалась семья Авраама Хискияевича, переселились из Самарканда в Душанбе, куда тогда вели все дороги.  Здесь юный Илья посещал классы рисунка и живописи при новообразованном Доме пионеров.

В 1937 году Илья поступает в Республиканское художественное училище от Министерства культуры Таджикской ССР.  Здесь он учится у замечательных живописцев Б.Г. Шахназарова, написавшего портрет несравненной певицы Народной артистки Таджикской ССР Рены Галибовой, Н. Н. Бокова и Г.Н. Тимкова. Все эти педагоги были выпускниками Ленинградской Академии Художеств, приехавшие в Сталинабад (переименованный с Душанбе) по разным причинам: кто-то был сослан, кот-то приехал по направлению на работу. Они сыграли большую роль в обучении студентов академическим основам рисунка, композиции и живописи в искусстве. 

Роспись кессонного потолка беседки ВДНХ

 По окончании училища в 1941 году   Ильи бэн Авраам был призван в ряды Советской Армии и воевал во Второй Мировой войне, был тяжело ранен. Демобилизовавшись из рядов армии, Илья Абрамович решает продолжить свою учёбу в ВУЗе.  Едет в столицу страны и он поступает в Московский Художественный институт им. Строганова, славившийся в стране изначально широко профильностью преподаваемых предметов, включая дизайн, архитектуру, живопись и т.д. Интересно то, что будущий художник интуитивно выбрал именно это учебное заведение и был одним из первых студентов – представителей Средней Азии, получивший здесь художественное образование. Илья Абрамович получил бесценные знания и навыки творческой работы, связанные с формированием предметно-пространственной среды в архитектуре посредством произведений искусства, включающего фресковую живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство и т.д

 Вернувшись домой в Душанбе в 1950 году, Ильи бэн Авраам сразу же активно включается в творческую деятельность и был принят в члены творческой организации Союза художников СССР.  Знания, полученные в Москве, стали воплощаться в замечательные художественные проекты в области монументального и декоративно-прикладного искусства. 

В 1952 году С. Захаров и М. Зубреева были приглашены правительством Таджикистана в Душанбе для оформления новой Республиканской библиотеки имени А. Фирдоуси.  Илья Абрамович    принимал участие в создании росписей интерьеров библиотеки совместно с художником Давидом Ильябаевым. В последующие десятилетия Илья Абрамович вместе с приезжавшими из Ленинграда Захаровым и Зубреевой каждую весну и осень неоднократно выезжает на этюды в живописные уголки Таджикистана: Варзобское ущелье или в живописные места в направлении к Нуреку. И с тех пор работа в технике акварели захватила его и стала впоследствии ещё одним призванием художника.

Он своим творчеством, основанном на знаниях, полученных в Москве в области дизайнерского оформления и достижениях таджикского декоративно-прикладного искусства, сумел создать уникальные произведения. Илья бэн Авраам свободно выражал себя в созданиях орнаментальных панно в технике росписи и кундаля (рельефная живопись), во фресковой живописи (роспись стен и потолков в интерьере), мозаике, витражах, в создании сценических занавесей для театральных представлений, гобеленов и керамических рельефов.

Достижения в творчестве художника в области монументального и декоративно- прикладного искусства были неоднократно отмечены медалями и дипломами Международного и Всесоюзного значения за высокий уровень профессионализма и художественного воплощения.  По этой причине ему поручалось исполнение проектов большого общественного значения, среди которых художественное оформление Театра Оперы и Балета им. С. Айни, кинотеатры «Таджикистан» в Москве, «Джами» и «Восьмое марта» в Душанбе, чойхона «Рохат» и «Фарогат», ресторан «Саодат» и многие другие объекты.  На международных выставках за рубежом успехом пользовались его экспонаты-беседки с колоннами, исполненные в традициях орнаментальной росписи, но отличающиеся элегантностью и тонким решением цветовых и масштабных соотношений.

Декоративное оформление потолка, балконов и кессонов Оперного театра и балета им. С. Айни в Душанбе стало одним из значительных проектов в творчестве художника и входит в сокровищницу изобразительного искусства Таджикистана. Поистие уникальная красота архитектуры театра, великолепие и изящество росписи в убранстве интерьера, выполненная Ильёй Абрамовичем, создают единый блистательный ансамбль благодаря единству изобразительного искусства и зодчества.

В оформлении кинотеатров «Таджикистан» в Москве и «Джами» в Душанбе художник обращается к древней истории и литературе таджиков. В этих проектах наряду с росписью Илья Абрамович включает в оформление керамические вставки по произведениям А. Фирдоуси и А. Джами.

В оформлении кинотеатра «Таджикистан» в Москве наиболее ярко выразился талант художника в синтезе разных видов искусства, включая фресковую живопись, керамические вставки в стиле таджикско-персидской миниатюры и произведения керамики…   В создании керамических ваз для фойе театра ассистентом и соавтором Ильи Абрамовича была талантливая художница по гобелену Жанна Кулангиева, которая и поныне продолжает творчески работать в Израиле.  

Если в монументальном искусстве художник выражает высокие идеи общественного значения, связанные с древней историей таджиков, эпохой современности, с переменами в республике и стране, то в искусстве акварели Ильи бэн Авраам сумел выразить самые тонкие движения своей души. Выработав свой собственный стиль в работе с акварелью, он стал впоследствии одним из лучших акварелистов не только Средней Азии, но и Советского Союза. Его имя вошло в десятку лучших акварелистов страны.  Его мастерски написанные натюрморты и пейзажи в технике акварели были украшением любой экспозиции – республиканского, всесоюзного или международного масштаба и входят в коллекции Третьяковской галереи, Фондов Союза художников СССР, Республиканского музея изобразительных искусств имени Бехзода, а также и в частные коллекции в Израиле, России, США, Канаде и Европе.

Мастерски владея особенностями техники акварели, художник создал серию пейзажей, в которых воспевается красота горных пейзажей Таджикистана с его бурными реками и стройными тополями, обрамляющие глинобитные дома кишлаков, гнездящихся в ущельях у подножья скал. Как правило, эти шедевры были написаны в один сеанс, поскольку особенности акварели ставят художника в определённые рамки.  И художник Илья Абрамович блестяще владел этой техникой.

 В основе многих композиций Ильи Абрамовича лежит живописно написанное изображение дастархана, сервированного керамическими расписными кувшинами – кумганами, подносами с плодами винограда, гранатового дерева, с ароматными дынями и сладкими, как мёд арбузами и т.д.   В живописных произведениях художника гармония и звучность красок в композициях сочетается со стройностью композиции, передающие глубину чувств и личную историю жизни автора.

Илья Абрамович был мастером своего дела, беззаветно служил искусству, честно творил, создавая произведения, вошедшие в историю культуры Таджикистана и Средней Азии. Он также был активным человеком, занимаясь большой общественной деятельностью в качестве почетного члена комиссии по акварельной живописи при Союзе художников СССР, членом правления Союза художников Таджикистана.  Участник Великой Отечественной войны, он возглавлял комиссию по работе с ветеранами войны при Союзе художников.

Натюрморт с кумкумом

 Он был прекрасным отцом и наставником: его дети, дочь Лорина и сын – Александр пошли по стопам отца и избрали профессию художников в декоративно-прикладном и театрально – декорационном искусстве. Они активно продолжают работать творчески в Израиле и известны, как замечательные художники.

На Святой Земле Илья Абрамович продолжил творческую деятельность, показывая свои произведения в экспозициях художественных выставок в разных городах страны: в Иерусалиме, Тель Авиве, Хайфе и др, а также занимаясь монументальным оформлением объектов. Илья Абрамович совместно с Давидом Яковлевичем Ильябаевым работали над совместным проектом по созданию театральных занавесей. «Бухара ха Яфа», ресторан в Тель Авиве своеобразная жемчужина, оформленная в традициях среднеазиатской чайханы с резьбой по дереву, росписью и т. д.  Потолок этого монументального объекта был оформлен по эскизам Ильи Абрамовича двумя замечательными художницами: дочерью Лориной Аврахман, выпускницей Вильнюсской Художественной Академии в Литве и Жанной Кулангиевой, окончившей Республиканское художественное училище им.М. Олимова в Душанбе.

Илья Абрамович знал цену жизни и выразил в своём творчестве позитивное отношение и безграничную любовь к окружающему миру. И его творческое наследие представляет собой неотъемлемую часть истории изобразительного искусства Средней Азии и свидетельство большого вклада евреев региона в развитие культуры.  

Автор, обращаясь в первую очередь ко Всемирному конгрессу бухарских евреев, и общественным организациям в Израиле, Европе и Америке, считает своим долгом закончить этот материал просьбой обратить внимание на творчество талантливых художников, уже ушедших из жизни, но вписавших творчеством в историю свои имена. Мы можем это сделать изданием альбомов, организацией выставок их произведений, и самое главное, это предохранением их наследия оставшееся в семьях детей и внуков в условиях, где отсутствуют специальные музейные температурные условия. Пора для создания благотворительного фонда по сохранению творчества художников евреев Средней Азии и музея с выставочным залом!

Илья Абрамович Абдурахманов (Илья бэн Авраам), заслуженный деятель искусств Таджикистана (1923–2003). Зоя Борухова, Искусствовед, куратор, Торонто. На фото: . Илья Абрамович Абдурахманов в мастерской