Судный день

(Окончание, начало статьи в рубрике “Рассказы Бецалеля Шифа” от 25.10.23)

Последний и решительный бой

Но, пожалуй, самое неожиданное, что все приведенные выше цитаты из книг пророков Зхарьи и Иехезкеля, на самом деле повествует о мистической войне «Гога и Магога», которая, по преданию, должна произойти в конце времен, перед приходом Мошиаха. Многим кажется, что «война Гога и Магога» – это всего лишь аллегория (что, отчасти, верно), и все, сказанное об этой войне в Писание, не более, чем иносказание. Но мы видим, как все самые страшные пророческие предсказания буквально оживают на наших глазах. Там даже упоминается, как ответная мера, блокада – отключение электричества (света), топлива (холод) и воды в секторе Газа, как сказано (14:6): «И будет в тот день: не будет света – лишь холод и мороз».

Пророк также подчеркивает, что этот, казалось бы, локальный конфликт, в конце приобретет поистине мировые масштабы, поскольку в него будет втянуты все народы, причем большая часть (к сожалению) присоединится к противоположной стороне – к палестинцам, как сказано (14:2): «И соберу все народы на войну против Иерусалима…»

И все же, несмотря на весь трагизм ситуации и реальную опасность для Израиля, конец этого Армагеддона очевиден: Всевышний безоговорочно встанет на сторону Израиля, как сказано (14:3): «И выйдет Г-сподь и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы». Понятно, что Г-сподь вместе с Израилем выйдут победителями из этой схватки, как сказано (14:12): «И это будет поражение, которым поразит Г-сподь все народы, воевавшие против Иерусалима».  Таким образом, не исключено, что сегодня мы являемся невольными свидетелями, и даже отчасти участниками, событий эпохи Конца времен, предсказанных нашими пророками, которые должны предшествовать приходу Мошиаха. Но вернемся к суровым и трагическим реалиям нашей действительности.

 Когда приходит ХАМАС

Но все же, что послужило той «последней каплей», которая переполнила чашу Б-жьего терпения, о чем говорят наши учителя («Пиркей авот» или «Поучения Отцов», 5:2): «Десять поколений было от Адама до Ноаха, чтобы показать, сколь велико Б-жье терпение: ибо все эти поколения гневили Б-га непрестанно, пока Он не навел на последних из них воды Потопа».

Традиция дает на это простой и четкий ответ – те великие злодеяния, которыми первые люди «гневили Б-га», как сказано (6:11): «И извратилась земля пред Б-гом, и наполнилась земля злодеянием».

Здесь Писание использует емкое слово «злодеяние» (хамас), смысл которого довольно точно передает «блатное» словечко: «беспредел», которое в ходу у определенных слоев населения, когда нарушаются все нормы и правила, в том числе и т. н. воровские «понятия». Именно такая ситуация возникла на земле в эпоху, предшествующую Всемирному потопу, когда рухнули все моральные устои, включая три главных «смертных греха»: убийство, разврат и прелюбодеяние, и грабеж.

Название современной террористической организации ХАМАС (аббревиатура выражения: «Исламское движение сопротивления») неслучайно созвучно этому библейскому термину – по сути, вся его деятельность (как и любой другой организации, использующей террористические методы) является тем же самым «злодеянием», когда наступает полный хаос и беспредел. Об этом сказал рабби Симлай (3-й век): «Когда творится беспредел – ХАМАС, то в мире наступает полный хаос – «андроламусья», и тогда гибнут без разбору все: и грешник, и праведник». А ведь этим словам мудреца почти две тысячи лет… Но будем надеяться, что это наш «последний и решительный бой», за которым наступит эра мира, добра и справедливости – с приходом нашего праведного Избавителя, уже в эти дни!

Зачем вам умирать, дом Израиля

Легендарная война «Гога и Магога» носит глубоко мистический характер, поэтому наши авторитеты (и среди них Рамбам) пишут, что «никто не может знать, как реально будут развиваться события, пока это не произойдет в действительности».

Во-первых, выражение война «Гога и Магога» неточно. Речь идет о царе по имени Гог, из земли Магог. Согласно пророку, он будет великим царем, подчинившим себе другие народы: «главой над Мешех и Тувал». Однако в вопросе, о какой конкретно стране, государстве или народе идет речь, ясности нет.

Зато ясно, какова конечная цель этой войны с точки зрения замысла Творца: а) укрепить веру в единого Творца после того, как все увидят чудеса и знамения, и чудесную победу Израиля над его врагами; б) воздать по заслугам тем народам, которые гнали и преследовали еврейский народ во время Изгнания; в) очистить сам народ Израиля от грешников и злодеев. Что касается последнего пункта, то не исключено, что речь идет, прежде всего, о глубоком раскаянии, как сказано (33:11): «Скажи им: “Жив Я, – слово Г-спода Б-га! Разве Я хочу смерти нечестивого? Только лишь возвращения нечестивого с пути его – и будет жить!», – но уже по Торе.

Но главное, что Всевышний будет воевать на стороне Израиля, как это было сказано по поводу египтян и фараона на берегу Красного моря («Шмот», 14:14): «Всевышний будет воевать за вас, а вы молчите». Точнее, воевать «от имени» Творца будет Мошиах, но не с помощью обычного оружия, а «духом своих уст» (руах сфатав), как сказано: «И дыханием уст своих умертвит злодея».

И на этот раз это будет «наш последний и решительный бой», который произойдет в «конце времен», и после которого уж точно наступит полное и окончательное Избавление (геула). А потом весь народ Израиля разместится в большом праздничном шалаше из шкуры Левиафана (левьятана) на праздничную трапезу в честь Мошиаха – скоро, в эти дни!