Незадолго до своей кончины, когда Яаков благословлял сыновей Йосефа, он снова упомянул “один Шхем”, сказав ему такие слова: “Я же дал тебе преимущество пред братьями твоими, один надел, который я взял из рук эморийца мечом моим и луком моим” (Брейшит, 48:22). Здесь выражение “один надел” или “одна доля” – шхем эхад можно понимать буквально, как город Шхем, где на сегодняшний момент находится могила Йосефа.
Но есть еще один, неожиданный комментарий, который толкует выражение “моим мечом и моим луком”, как “своей мудростью и своей молитвой”. Оказывается, главное оружие Яакова, а вместе с ним и его потомков – это слова Торы и слова молитвы. Если в древности евреям приходилось зачастую браться за оружие, то сегодня мы надеемся, что для победы нам достаточно будет духовного оружия: Торы и заповедей. А ведь это и есть то оружие, которое выдают мальчику, когда ему исполняется тринадцать лет: с этого дня начинается полноценное соблюдение заповедей и изучение Торы, уже “по-взрослому”, без всяких скидок.
Подводя итог, можно попытаться сформулировать, что именно в человеке является критерием взрослости. Алтер Ребе в своей книге “Танья”, когда характеризует особенности животного начала в человеке, подчеркивает сильные эмоции, которые зачастую не подчиняются голосу рассудка и одерживаю вверх. В то время как для Б-жественной души характерно как раз разумное и взвешенное поведение, основанное на знании и соблюдении законов Торы. Таким образом, можно сказать, что примерно в этом возрасте (девочки на год раньше) у ребенка разум начинает (конечно, еще не в полной мере) контролировать чувства и определяет его поведение. Отсюда и чувство ответственности за свои собственные поступки и за судьбу ближнего (как, например, в истории с Диной).
Но в этих пророческих словах Яакова, которые он сказал незадолго до своей кончины, можно услышать нечто большее. Дело в том, что печально известный город Шхем, с которым связано много трагических станиц нашей истории, в то же время, служит намеком… на события времен Машиаха, когда у всех народов мира будет “одна доля” или “единодушие” (шхем эхад) – соблюдение Семи заповедей Бней Ноах и служение единому Творцу. Тогда Машиах объединит все человечество в одну дружную семью, и все будут служить Творцу в едином порыве, как об этом сказал пророк “Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Г-спода и служили Ему единодушно (шхем эхад)” (Цфанья, 3:9). С приходом нашего праведного Избавителя уже в эти дни!