Пайшанбе

     Пайшанбе – небольшой город в составе Каттакурганского района Самаркандской области. В мае-июне 1868 года русская армия завоевала Самарканд, Каттакурган, Ургут и Пайшанбе и присоединила к Туркестанскому краю Российской империи. При царской России город был  Пайшанбинским  приставом и относился к Каттакурганскому уезду. С 1924 года Пайшанбе относился к Узбекской ССР.

     Евреи появились в Пайшанбе с 18 века в связи с торговой деятельностью. Здесь по четвергам действовал огромный базар и поэтому поселок получил такое название (пайшанбе – четверг). В 1872 году в городе проживало 162 еврея. К 1920 году еврейское население увеличилось до 1000 человек за счет переезда из соседних городов и районов Бухарского ханства.

     Отголоски нашумевшего «мясного дела» в Самарканде дало о себе знать и в Пайшанбе. Группа мусульман поддала жалобу военному губернатору на своих мясников, которые доверяют резку скотины евреям, в результате чего евреи забирали кошерное мясо себе, а некошерное оставляли для продажи мусульманам. В 1906 году  мусульманская элита во главе с депутатами Самарканда Хош-Муратовым и Тошпулатом Абдухалиловым бойкотировала продажу евреями мяса мусульманам. Вот, что пишет историк А. Каганович: «Несмотря на то, что проблема разрешилась с удовлетворительным для евреев результатом, все же «в воздухе чувствовался еврейский погром». По этому поводу военный губернатор Самаркандской области С. Гескет сообщил генерал-губернатору края, что в Каттакургане, Пайшанбе и Ходженте конфликтов  между мусульманами и евреями нет».

     Евреи занимались преимущественно торговлей. В 1910 году еврейским купцам Пайшанбе принадлежало около 300 гектар земли. Крупными купцами здесь были Мурдахайбой и Дилозор, Яков Файзиев и др. Сохранился  рапорт Каттакурганского уездного начальника от 22 ноября 1914 года на имя военного губернатора Самаркандской области: «…Несомненно, ростовщическая деятельность в среде этих евреев существует, хотя жалоб от населения ко мне не поступало… Как конкретный пример могу сослаться на донесение Пайшанбинского Участкового Пристава, надворного советника Соболева, по мнению которого многие среднеазиатские евреи, временно проживающие в селении Пайшанбе и не причисленные к русскому подданству, занимаются тайным ростовщичеством и благодаря этому имеют крупные суммы».

     В Пайшанбе были две синагоги, организованные в частных домах. По распоряжению генерал-губернатора Самаркандской области в 1913 году в городе утверждена  должность казенного раввина. После революции в России (1917) в городах Туркестанского края царила анархия, разбой и грабеж. Многие евреи Пайшанбе переехали в Ташкент, Самарканд и Каттакурган.

     В 1930-е годы в Пайшанбе создан еврейский колхоз «Михнат», который действовал до начала войны. На фронтах Второй мировой войны погибло 45 бухарских евреев, призванных из Пайшанбе. В 1953 году власти закрыли синагоги. К тому времени в городе осталось всего 50-60 семей евреев. В 1970 году они купили дом и организовали новую синагогу.

     В советское время одним из ярких деятелей города был Симхо Аминов. В 1960-х годах Симхо был начальником межколхозного строительного треста. Под его руководством построены роддом, фермы для колхозов, много жилых домов. Он впервые в районе организовал кирпичный завод и оздоровительный лагерь для трудновоспитуемых учеников. В начале 1980-х годов Симхо Аминов назначается директором самой большой средней школы.

     После массового отъезда 1990-х годов евреев в Пайшанбе не осталось. Еврейское кладбище города создано во второй половине 19 века (площадь 1,5 гектара, около 400 могил). Выходцы из Пайшанбе, проживающие в США и Израиле, бережно относятся к еврейскому кладбищу. Среди них бизнесмен Давид Исраэлов. В Нью-Йорке основан фонд для благоустройства кладбища в Пайшанбе.

Маркиэл Фазылов

                                                    На фото: еврейское кладбище в Пайшанбе