Я не уверена, что это явление знакомо медицине, но в последние годы у меня появилось аллергия на слово. Когда я сталкиваюсь с эпитетом «естественный», будь то на упаковке сока или в политической дискуссии, я прямо испытываю зуд – метафорически говоря.
Это слово так много раз использовалось в истории человечества для оправдания несправедливости и угнетения, во имя, казалось бы, «естественных» различий между людьми, что оно полностью утратило свой первоначальный смысл.
В настоящее время совершенно очевидно, что все, относительно чего возникает сильное желание объявить это «естественным», может оказаться полной противоположностью этому. От «натуральных компонентов» и «естественного внешнего вида» до фундаментальных предположений о «природной» роли женщины в семье.
Поэтому, когда я прочитала на этой неделе, что министр внутренних дел Айелет Шакед теперь намеревается содействовать «приемным комиссиям в населенных пунктах», механизму расистской фильтрации и проверки будущих соседей в мошавах и кибуцах, я не удивилась, что это было сделано, среди прочего, во имя «естественного прироста».
Еще одно перевернутое выражение, не имеющее ничего общего с природой и естественностью. В тени жилищного кризиса и растущей потребности в уплотнении строительства, Шакед хочет стимулировать строительство жилья в сельской местности. До сих пор все в порядке, шаг положительный.
Мошавники и кибуцники, со своей стороны, заинтересованы в решении проблемы «естественного прироста», имея в виду, что их дети будут иметь врожденное право жить рядом с ними, и они всеми силами борются за сохранение этой привилегии, как если бы государственные земли являются их частной собственностью. Поэтому, чтобы жители были достаточно любезны и разрешили строительство, Шакед разрешает им расширить селекцию.
Борьба с приемными комиссиями в основном закончилась в последние годы слабым выговором со стороны Высшего суда справедливости и выдаче разрешения на работу комиссий по приему в населенных пунктах до 400 семей на Голанах, в Негеве и Галилее.
Теперь Шакед хочет разрешить приемные комиссии в населенных пунктах до 700 семей. «Население в сельской местности приходит в упадок… Даже детям местных жителей негде жить», – пояснила она.
Но почему даже? Имеют ли дети жителей израильских городов «естественное» право жить со своими родителями в одном здании, на улице или в одном районе? Обязано ли государство разрешить это детям Рамат-Гана?
Шакед добавила: «Если мы признаем правду, населенные пункты, очевидно, не упразднят свои приемные комиссии… Необходимо снять существующее ограничение на количество единиц жилья, которое будет проходить в приемных комиссиях, иначе строительства не будет».
Короче: шантаж. Они соглашаются на строительство на общественных землях только в том случае, если оно предназначено для их детей (или, в лучшем случае, им подобных).
По-настоящему экономически либеральный министр внутренних дел, каким претендует быть Шакед, упразднила бы комиссии, чтобы позволить реальную конкуренцию за квартиры в сельской местности.
Заявление о «естественном приросте» – это как раз то утверждение, каким еврейские поселения за «зеленой чертой» пользуются как оправданием для их бесконечного расширения. Вдохновленные кибуцами, и в поселениях на территориях верят, что их дети имеют какое-то странное «естественное» право жить в том же месте, где живут их родители. Причем мало того, что они в это верят, но это также стало политическим аргументом.
Например, в интервью New York Times после вступления в должность Нафтали Беннет, знакомый с этой риторикой из своего прошлого в Совете еврейских поселений, заявил, что в вопросе поселений «Израиль продолжит свою стандартную политику естественного прироста». Потому что и на территориях есть те, кому «естественно» расти рядом с домом своих родителей (евреи), а есть те, кто не имеет этого права (палестинцы).
В обоих случаях в «естественном приросте» нет ничего естественного. Дети не имеют врожденного права жить рядом с родителями – ни в кибуце, ни в поселении. В случае поселений оправдание было направлено на то, чтобы сорвать решение о создании двух государств, а в случае с кибуцами – сохранить семейную монополию на земли.
Ноа Ландау, Источник: «ХаАрец», Orbita.co.il
Фото: Лиор Мизра