Бухарские евреи с большим уважением относятся к памяти своих предков. Это особенно наглядно видно в сравнении с представителями других общин нашего народа. В самом деле, возьмем для примера хотя бы поминки. Вряд ли найдется бухарский еврей, который бы не проводил поминки по своим родителям, не посещал поминки друзей и родственников. Поминки в общине бухарских евреев со своим особенным ритуалом, стали частью нашей идентичности.
Обратите внимание, каждую неделю в газете «Менора» и в других средствах массовой информации нашей общины появляются сообщения об уходе из жизни близких и о датах поминок, а эти публикации стоят хороших денег. Представители других общин, мягко говоря, не столь щедры на подобные сообщения. Мы также очень ответственно и щепетильно относимся к процессу похорон, месту захоронения, надгробию.
Почему бухарские евреи уделяют внимание этим вопросам больше, чем представители других общин? Лично я считаю, это происходит потому, что мы долгое время были достаточно небольшим народом. В этой связи перед нашими предками особенно остро стояла задача по сохранению нашей самобытности, нашей религии, наших традиций. Наши предки делали все от них зависящее и даже больше, чтобы уберечься от ассимиляции в нееврейской среде. Нас берегли наша Тора, наши мицвот, наши обычаи, наше стремление создавать семьи внутри своей общины.
И еще один важный момент. Я лично убежден, что нас, как общину сохранило правильное воспитание, в основе которого лежит воспитание уважения детей к своим родителям, к их мудрости, к их памяти. Такое уважение к старшим, на мой взгляд, укоренилось в нашей общине на генетическом уровне.
*
Дорогие мои читатели, все, что я написал выше не случайно. Дело в том, что именно в эти дни очень важное событие для нашей общины, самым прямым образом связанное с нашей памятью и уважением к предкам. Добавлю, что это событие стало реальным благодаря активной работе Всемирного Конгресса бухарских евреев.
А теперь расскажу все по порядку. В течении многих лет организацией похорон бухарских евреев в Иерусалиме занималась наша хевра кадиша, которая называлась «Хасидей Давид». В свете требований закона эта организация работала как амута (общественная организация), всеми делами в ней руководил рав Давид Нисимов, да будет благословенна его память. К сожалению, когда рав Давид ушел из жизни, у руля амуты стали чуждые нам люди, которые не понимали духовной значимости этой организации для нашей общины. В итоге амута практически перестала выполнять возложенную на нее миссию.
Мы – Всемирный Конгресс бухарских евреев не согласились с таким положением вещей. Мы вложили значительные суммы в профессиональных адвокатов и добились справедливости в суде. Вместе с нами, плечом к плечу боролись за амуту «Хасидей Давид» руководители «Брит Ёцей Бухара», других организаций, многие активисты общины. Потому, это наша общая победа.
Теперь амута «Хасидей Давид» вновь будет выполнять ту миссию, ради которой она и была создана равом Давидом – оказывать услуги по погребению бухарских евреев в Иерусалиме и следить за уже существующими могилами. А чтобы все произошло именно так, мы избрали в руководящие органы этой организации энергичных, грамотных и преданных общине людей, которые будут контролировать все процессы во вновь созданных совете и ревизионной комиссии амуты.
Признаюсь, мне приятно наблюдать, как молодые и грамотные, талантливые и успешные представители нашей общины, полностью на добровольных началах, взялись перестраивать работу амуты «Хасидей Давид». Потому, повторю, что написал выше. Нас, как общину сохранило правильное воспитание, в основе которого лежит воспитание уважения детей к своим родителям, к их мудрости, к их памяти. Такое уважение к старшим, на мой взгляд, укоренилось в нашей общине на генетическом уровне.
Но теперь к сказанному добавлю – история с амутой «Хасидей Давид» еще раз наглядно показывает, что наше традиционное воспитание работает, и будет работать для наших внуков и правнуков. Потому что, когда мы думаем о будущем, мы не забываем о прошлом.