«Мишпатим»

Название недельной главы Торы «Законы». Говорит Ребе: Существует два типа законов: законы, которые определяют жизнь, и законы, которые определяются жизнью. Человеческие законы порождены жизнью, и поэтому они различны в разных странах, в соответствии с условиями жизни в них. Тора Всевышнего — это Божественный закон, порождающий жизнь. Тора Всевышнего — истинная Тора. Тора одинакова в любом месте и в любое время. Тора вечна.

На прошлой неделе мы учили главу Торы «Итро», в которой рассказывается про Синайское откровение, когда Всевышний открылся еврейскому народу и даровал ему Тору. А на этой неделе мы начинаем узнавать, что же это за Тора, которая была дана во время того великого откровения. Раздел Торы этой недели содержит 53 закона.

Но…почему Мишпатим? Как уже ранее упоминалось, в Торе есть три вида заповедей. Есть заповеди, которые выше всякого разума и понимания — «Хуким». Есть заповеди, до которых мы не могли бы додуматься сами, но после того, как они были даны, то у нас существует возможность их понять. Эти заповеди называются «Эдут». И есть также заповеди, которые изначально ясны и понятны, и даже если бы они не были даны, то всё равно человеческий ум понимает, что так необходимо себя вести. Эти заповеди называются «Мишпатим». Значит «Мишпатим» — это заповеди закономерны и понятны и мы в любом случае дошли бы до понимания того, что их необходимо исполнять.

Большая часть главы «Мишпатим» объясняет отношения одних людей с другими, т.е. вещи логические и понятные сами по себе. И здесь возникает вопрос: для чего Тора сразу же после Синайского откровения выделяет заповеди «мишпатим», до которых мы бы и так дошли своим умом? Неужели для этого было необходимо такое великое событие, как Синайское откровение? Ребе объясняет, что всё это учит нас тому, как необходимо относиться к этим логическим и понятным заповедям. Наше естественное стремление — упрочнить эти заповеди в своём разуме и понимании.

Иногда кажется, что совсем необязательно верить во Всевышнего, чтобы понять, что нельзя обижать ближнего, что если кто-то пострадал от наших действий, то необходимо дать ему компенсацию и т.д. — ведь это всё вещи ясные и понятные и так. Но Тора выделяет для нас эти заповеди, говоря, что и эти заповеди необходимо укоренить в подсознании, основываясь на вере во Всевышнего. Мы должны соблюдать это не потому, что наше понимание говорит нам соблюдать это, а потому, что так указал нам Всевышний. Поэтому, сразу после описания Синайского откровения, Тора приступает к описанию «мишпатим», чтобы подчеркнуть, что основа этих заповедей на горе Синай.

Эта основа важна и обязательна по нескольким причинам: во-первых, мы не можем устанавливать наш жизненный образ, основываясь лишь на нашем разуме и логике. Разум, несмотря на всю его важность, не может быть твёрдой основой для основательной жизни, потому что разум гибкий и зависит от желаний и настроения человека. Когда человек захочет этого, он может развить в мозгу какую-либо теорию, по которой не только можно обижать ближнего, а что это является «заповедью». Но разум же может доказать и обратное. Поэтому разум и не может быть указчиком для человека для основного жизненного пути. А во-вторых, насколько Всевышний безграничен, настолько и Его заповеди бесконечны. В каждой заповеди, даже в такой, которая понятна нашему разуму, есть бесконечный очень глубокий и скрытый смысл.

Если человек будет исполнять заповедь, основываясь только лишь на её логическом понимании, то он упускает всю глубину смысла этой заповеди. Поэтому необходимо помнить, что основа всех заповедей, включая и те, что ясны и понятны нам логически — это вера во Всевышнего. Мы исполняем эти заповеди прежде всего потому, что Всевышний заповедовал нам их исполнять. Только такой подход является правильным, постоянным и надёжным, а не человеческие мышления, меняющиеся каждые два дня. Таким образом, мы связываемся этими «простыми» заповедями с Творцом.