О чем рассказывает Тора в главе «Ваякэль», которую мы сейчас изучаем? Описаны работы — такие как резьба по камню, или резьба по дереву, идет подготовка к строительству Мишкана (Переносного Храма. Сойдя с горы Синай, Моше созывает народ и объявляет о строительстве переносного Храма. И с такой же быстротой, как в День Золотого тельца, весь народ Израиля за два дня принес все свои ценности. Рвение и желание искупить грех, а так же радость и освящение Мишкана.
Женщины, которые хотели выполнить и эту заповедь с большим усердием чем мужчины принесли все свои зеркала. В те времена зеркала были сделаны из очень хорошо отполированной меди.Но Моше не хотел принимать их, так как зеркала, в его глазах, были инструмент разврата. В Египте, женщины прихорашивались перед зеркалом, для того, чтобы соблазнять своих самученных адским трудом мужей, для того чтобы продолжалось рождение новых еврейских детей. Всевышний и здесь проявил свою любовь к народу сказав Моше: «Это приношение женщин Мне дороже всего. Эти женщины все праведницы».
Бецалель из колена Йеуды, и Оалиав из колена Дана были зодчим скинии. Они были осенены духом Творца. И работа ладилась в их руках с рвением и любовью ко Всевышнему. Потому что сам Творец избрал их для этой святой работы. Глава полностью посвящена о сборе необходимого материала для Храма. И благословил Моше работу народа своего. И где бы не находился стан Израиля переносной Храм всегда кочевал с народом. В самом начале недельной главы Торы «Ваякель» выражает основной смысл Шабата: «Работа должна исполняться шесть дней, а седьмой день должен быть святым для вас. Суббота — день покоя — для Б-га».
Давайте попробуем понять эту фразу… Странное, на первый взгляд, использование страдательной конструкции — «работа должна исполняться…» (вместо более простой, понятной формы — «вы должны работать») — подразумевает, что Тора призывает к «пассивному» отношению к работе. Это значит, что хотя человек обязан трудиться, он должен избегать чрезмерного увлечения трудом — работа должна исполняться как бы сама собой. Интересы человека не должны сосредоточиваться лишь на его трудовой деятельности.
Вот забавная и в то же время поучительная история, которая служит яркой иллюстрацией к этому положению. Один из наиболее талантливых учеников рабби Дов-Бера из Любавичей занялся организацией производства калош. Вскоре все стали замечать, что его все в большей степени занимают вопросы управления производством. И как-то раз Ребе сказал ему: «Ноги, обутые в калоши, — обычное явление, но представь себе голову в калоше!»
Причиной многих социальных и физических недугов в наше время является лихорадочный темп жизни. Мы настолько погружены в дела, что у нас ни на что ни на кого не остается времени, и в первую очередь — на самих себя. Мы говорим: время — деньги, и всему миру известно, что язва желудка — профессиональное заболевание американских бизнесменов. Мы приобретаем дорогие дома и машины, которые являются «символами» нашего положения в обществе, за счет того, что отказываем себе во времени на еду и на сон и думаем о делах не только на работе, но и дома, и на отдыхе и даже во время молитвы. Мысли о делах занимают нас наяву и во сне, во время работы и во время отдыха.
Предостережением против такого полного поглощения делами звучит Божественное повеление: «Работа должна исполняться шесть дней». Это предписание подчеркивает почетное место труда в жизни человека, но при этом содержит существенную оговорку: человек не должен допускать, чтобы все его мысли были поглощены работой. Тора говорит, что человеку необходимо достигнуть душевного покоя, чтобы в часы досуга он мог уделить больше внимания духовным потребностям — своим собственными своей семьи; чтобы он приходил в синагогу в серьезном и спокойном настроении, а не как в клуб, где обсуждаются последние колебания курса на бирже.
Что такое деньги? Можно относиться к деньгам по-разному. Деньги — вещь многогранная. Они могут пробуждать в людях жадность и любовь к наживе. С деньгами люди могут делать много разных нечестных и нечистых поступков. Потоп начался с грабежа — люди воровали друг у друга имущество. Деньги могут быть инструментом зла и самовлюбленности. Однако даже многие верующие евреи, не видят ничего плохого в чрезмерной жажде денег. Почему люди, заработавшие миллион долларов не говорят: «Остановись. Миллион долларов мне хватит на приятную жизнь». Нет, теперь они должны заработать еще миллион, и не могут остановиться. Таким образом, заработок превращается у них в вид зависимости, иногда худшей, чем алкоголизм.
Когда средний человек начинает пить, то он может распознать, когда он начинает пьянеть. Но если человек прилагает усилия накопить еще больше денег, больше, чем он сможет потратить за всю свою жизнь, то погоня за деньгами превращается в болезнь. Несмотря на все вышесказанное, деньги сами по себе не являются чем-то плохим. Наоборот, у них очень высокий духовный источник. Сам факт того, что деньги могут притягивать много грехов, эгоизма и зла только доказывает, что источник денег находится на самом деле на высоком уровне. Даже если деньги и могут быть источником всего плохого, жить без них невозможно.
Человек не может жить без того, чтобы не зарабатывать деньги. Мы не можем сказать: «Давайте закроем глаза и будем жить исключительно духовной жизнью». Нам нужны деньги, чтобы покупать себе все необходимое и платить счета. Вопрос, какое место вы отводите деньгам? Какие у вас имеются ограничения и правильное пользование ими? Как нужно использовать деньги, чтобы жить достойно? Б-г говорит, что ради внесения в нашу жизнь святости в сферу всего, что касается денег, мы должны жить по правилам Торы. Точно так, как у нас имеется множество законов чистоты семейной жизни, чтобы освятить отношения между мужем и женой, то же самое обстоит с деньгами. Б-г дает нам деньги, и Он нас учит, как с ними обращаться.
Основной принцип в сфере денег — осознание того, что все деньги, которые еврей зарабатывает, наследует или получает в подарок приходят к нему от Всевышнего. Деньги не достаются ему из-за того, что он умный, талантливый, или потому что он достоин их. И даже не потому, что человек работал определенное количество времени. Деньги достаются человеку по одной единственной причине — Всевышний, благословен Он, по Своей высшей мудрости видит, что на данный момент нужно, чтобы определенный еврей станет обладателем какой-то суммы денег. Решение, на что потратить их передана в руки еврея. В основном, у еврея имеется свободный выбор в этом, правда, есть несколько предварительных условий. Б-г говорит еврею, что первым делом нужно, чтобы еврей отдал 10%. У еврея есть обязанность вернуть определенную часть денег из того, что ему дал Б-г на один из Его проектов: на ешиву, в Бет Хабад, в синагогу, нуждающемуся человеку, или на другую благотворительность. Одно действие стоит больше, чем тысяча слов.
Если вы жертвуете деньги на благотворительность — это говорит о многом. Цдака как— будто заявляет: вы понимаете, что деньги вы получили не потому что вы великие или умные, или потому что вы этого достойны. Ваша благотворительность — это выражение благодарности Б-гу за то, что Он дал вам деньги. Если вы понимаете, что может вы недостойны того, что вы получили, то не проверяйте слишком тщательно того человека, которому вы помогаете, достоин ли он получать вашу помощь, или нет. Может быть, «ваш» бедняк более достоин вашей помощи, чем другой нуждающийся? Мы не знаем точно. Однако, он протянул руку вам, поэтому именно вы должны ему помочь. Вполне может быть, что он недостоин вашей помощи, но кто сказал, что вы достойны получать дары от Б-га?
Идея, скрытая в том, что Б-г показал Моше именно эту половину шекеля, была не только в том, чтобы показать Моше, какую сумму денег должен дать каждый еврей — тогда Б-г мог бы показать Моше монету из серебра или золота. Однако Б-г специально показал Моше огненную монету, которую, как говорит Мидраш, Он достал из-под своего Трона, чтобы показать нам, что даже если деньги и могут восприниматься, как очень материальная вещь, грубая и низменная, несмотря на это, если преподносят их в виде огненной монеты, то есть, с оживленностью и с энтузиазмом, а не равнодушно и невнимательно, то тогда деньги превращается в святую монету.
Еврей должен отдать свою «половину шекеля» с огнем, осознавая, что эти деньги даны ему не только для того, чтобы купить себе все то, в чем он нуждается. Деньги вручены ему, как взаимный фонд, часть из которого он должен отдать другим. Всевышний, изначально дал тебе на 10% процентов больше, чем ты должен был заработать. Если вы поразмыслите над всем, что здесь написано, то вы почувствуете себя совсем по— другому, когда придет время отделять «маасер» (10%). Вдруг вы перестанете себя чувствовать довольным собой: «Посмотрите, насколько я щедр(а) и благородна — отказалась от части своих денег и отдала их другому».
Кто сказал, что деньги — ваши? Десятая часть от заработка, который дал вам Б-г, изначально вам не принадлежит. Поэтому нет причины чувствовать себя возвышенным героем, еврею нельзя быть холодным и равнодушным. Еврей должен быть живым, он должен служить Всевышнему с накалом. Когда вы даете вашу половину шекеля — вашу десятую часть от заработка — кому-то на ваш выбор, вы должны сделать это с огнем, с жаром и воодушевлением. И тогда, если вы так сделаете, то ваша монета станет другой в принципе. Ваши 90%, ваши деньги, перестанут быть материальными — они станут духовными.