Эта книга о жизни и творчестве моего младшего брата Рафаэля как музыканта. Количество его амплуа растёт на глазах у всей общины. Сегодня Рафаэля знают как талантливого и плодотворного публициста, писателя, поэта, переводчика, знатока высокого литературного таджикского языка и даже полиглота (языки: русский, иврит, а также языки персидского происхождения: таджикский, афганский, иранский, бухарско-еврейский (по-научному: еврейско-таджикский)).
Но музыкант – это первое амплуа Рафаэля, с которым он вступил в мир искусства. Началось всё с таджикских народных музыкальных инструментов. Удивительно податливой неожиданно стала музыка пальцам Рафаэля. Очевидностью предстал для общественности его необычайный взлёт в музыкальном исполнительстве, что приводит к мысли о чудесном прикосновении к его сути перста Б-жьего.
С переходом же на аккордеон для него впоследствии открылась дорога к разнообразным клавишным инструментам (фортепиано, электро-пиано, ионика, синтезатор).
С аккордеоном связаны два чудесных факта начала музыкальной биографии Рафаэля.
Факт первый – формирование Рафаэля как аккордеониста. Это был настоящий тернистый путь. Одно дело, что он полюбил аккордеон, а другое, – что этот инструмент технически не поддаётся ему. Дошло до того, что он стал для Рафаэля в полном смысле недругом. Этот недруг вызывал в юном музыканте отчаяние и разочарование.
В этот трудный момент жизни Рафаэля на помощь ему приходит мать. Мафрат Нисимовна – так называли её с огромным уважением и любовью в школе, где она работала: ученики и их родители, преподаватели и руководство. Среди её многочисленных положительных качеств выделялось поразительное умение и немалый опыт превращать недруга в друга. Это не раз шокировало всю нашу семью, родных и близких, знакомых, друзей, соседей.
Сейчас я, старший из сыновей, живущий в Израиле и приобщённый к Еврейским Священным Источникам, убеждён и понимаю, почему у нашей матери было такое свойство. Потому что с ней всегда был Творец. С другой же стороны, потому, что она всегда была с Творцом. (Это исходит из принципов и условий Творца: “Если ты со Мной, то Я с тобой”).
Мать, видя, что у ребёнка вместо радости мучения, села рядом с ним, открыла нотный учебник (самоучитель игры на аккордеоне Альфреда Мирека) и, применяя один из своих методов спасения души, именуемый: “Это же очень просто!”, вдохнула в него музу и стала делить с ним его “горе”.
Рафаэль облегчённо вздохнул, улыбнулся, и у него всё пошло хорошо, если не сказать: прекрасно! Лично я обязан нашей матери всею своей жизнью за её великие наставления. И сегодня, когда мать уже давно в мире ином, я продолжаю учиться у неё. И если хоть на мгновение забываю о ней, то делаю непростительные ошибки.
Факт второй – приход в наш дом певца и музыканта мировой известности Нерьё Аминова. И привёл это имя сюда слух о Рафаэле как незаурядном музыканте, вероятно, являющемся достойным спутником пения великого Нерьё. Произошло чудесное мгновение: пришёл, увидел, победил.
Пришёл великий Нерьё. Пришёл к Рафаэлю, которому едва исполнилось 17 лет. В том-то и дело, что Нерьё пришёл к начинающему свою карьеру юнцу, а не снизошёл к какому-то мальчишке. В этом жесте – одна из черт величия Нерьё: в расчёт идёт не возраст как величина внешняя-переменная, а суть – величина внутренняя-постоянная. Нерьё пришёл к Рафаэлю, как к равному себе. Как это похоже на наставление девушке перед её замужеством: хочешь стать королевой? – надень на мужа корону короля.
Король Шашмакома, как правомочно называют Нерьё, надел на 17-летнего Рафаэля корону достойного музыканта. Это равносильно помазанию избранника на царство. Ибо прозорливость Нерьё и его интуиция предельно ясно сказали ему: ты имеешь дело с феноменом Свыше. Не так ли вёл себя пророк Шемуэль, посланный Творцом в дом Ишая, отца семерых сыновей, последний из которых Давид? Ведь именно помазание Давида Шемуэлем стало решающим поворотом в истории Израиля к легендарной его полосе!
Увидел-услышал-угадал Нерьё безошибочно в Рафаэле большое будущее – и его, и своё. Время показало, как блестяще Рафаэль оправдал великое наитие и доверие великого Нерьё. Такие вещи в истории происходят не часто. Общение, беззвучные беседы между опытной мудростью и порывистой молодостью – одна из красивейших тем в истории человечества. Чудо этого момента в том, что мудрость окрыляет молодость, вдохновляет её на свершение необычного, ставит её на трамплин для достижения подлинных высот.
Победил. Наши мудрецы говорят: что бы ты ни делал, ты делаешь для себя. Нерьё победил, обретя в Рафаэле ещё одного сына. Да, с того великого мгновения Рафаэля, вместе с Рошелем и Эдуардом, стали называть “дети Нерьё” (“бачахои Нерьё“). Куда бы ни приглашали Нерьё, он шёл вместе со своими сыновьями, великолепными музыкантами – Рошелем, Эдуардом, Рафаэлем.
Именно ради этих двух судьбоносных фактов в жизни моего младшего брата Рафаэля и его дальнейшего восхитительного полёта в музыке, а позже и в других сферах, я многие годы неустанно проявлял инициативу появления на свет этой книги. И, слава Б-гу, этот труд сейчас осуществлён.
***
Книга состоит из трёх разделов.
Первый раздел – “Музыка в жизненном пути”. В ней непосредственно раскрыта музыкальная автобиография Рафаэля Бангиева. Автор не распыляется и чётко выдерживает целевое направление книги и оправдывает её название – “Записки музыканта”.
Второй раздел – “Музыка в документах и фактах”. Это серьёзные подтверждения слов музыкальной автобиографии автора. Он честен в своих выводах о лицах, которых признал своими наставниками; о музыкантах и певцах в лице бухарских евреев, таджиков и узбеков, с которыми музицировал; о произведениях из шашмакома, которые исполнял, и обо всём другом.
Третий раздел – “Музыка в фотографиях”. Из многочисленных лиц, с кем автор общается, здесь представлены только те, кто имеет отношение к нему как музыканту.
Все три части дополняют друг друга, в чём читатель не раз убедится.
***
Несколько важных штрихов об эволюции авторства книги.
Первый этап многолетний. Во мне как старшем брате и музыковеде, на глазах которого протекала жизнь автора, возникают многочисленные предложения Рафаэлю написать о себе книгу как о музыканте. Я же готов во всём помогать ему. Но Рафаэль упорно отнекивается.
Второй этап. Мне пришла идея самому сесть за написание книги о Рафаэле-музыканте. Идея эта не получила развития, потому что даже если бы он согласился без внутреннего желания, эта не простая и длительная работа превратилась бы в навязывание, что, как правило, рождает разочарование.
Третий этап. Моё предложение Рафаэлю нашего с ним соавторства. Наконец-то, предложение им принято, и, как говорится, лёд тронулся. В процессе этого этапа, когда был большой наплыв информации, я почувствовал неуместность нашего соавторства, и во мне начала созревать мысль снять своё авторство. В нашей очередной беседе и Рафаэль почувствовал то же самое.
Четвёртый этап. Наше обоюдное утверждение решения, что Рафаэль Бангиев – автор книги о себе как музыканте. Мы оба пришли к первоначальному варианту: моему предложению, чтобы Рафаэль написал о себе книгу. То есть цель достигнута. Хотя путь к ней оказался несколько своеобразным.
Пусть это вызовет улыбку. Но победила истина, заключающаяся в том, что книга эта должна была выйти в свет. Я этому очень рад. Думаю, что рад и Рафаэль. А больше нас обоих рада душа нашей благословенной памяти матери, которая находится уже давно на Небесах.
Поэт и музыковед, член Союза писателей Израиля
Роберт Бангиев