Пкудей

Мишкан, который сыны Израиля построили в пустыне, является сосудом для внедрения Б-жественной святости в среде еврейского народа, как про это сказано (глава «Мишпатим»): «И постройте Мне Храм и буду пребывать Я в вас». На этой неделе мы читаем в главе «Пкудей» о завершающем этапе этого строительства (40:34): «И покрыло облако шатер собрания, и слава Г-спода наполнила Мишкан».

Глава «Пкудей» является последней из глав, в которой описывается строительство Мишкана и его утвари. В главах «Трума» и «Тецаве» были даны указания (Всевышнего) о различных работах (по строительству). В главе «Ваякель» рассказывается о самом строительстве Мишкана и создании предметов его утвари. В главе же «Пкудей» говорится о самом действии становления Мишкана, а также о самом главном — спускание в Мишкан Б-жественной святости.

Порядок всех этих событий отражает путь, благодаря которому устанавливается связь между человеком и Всевышним: вначале (этого пути) было указание Свыше — указание, поступившее по инициативе Всевышнего, который пробуждает народ и даёт народу силы и (указывает) путь для связи с Ним. На втором этапе (этого пути) начинается духовная работа еврейского народа, который строит Мишкан. И тогда создаётся связь со Всевышним, когда Всевышний поселяется и открывается в Мишкане, созданным руками евреев.

Конечно, само по себе строительство Мишкана, которое является созданием сосуда для внедрения Б-жественной святости, притягивает наивысшую святость в этот мир и связывает еврейский народ со Всевышним. Но всё это не идёт ни в какое сравнение с тем, когда Всевышний собственной персоной внедряет себя в Мишкан и обитает в нём. Тот же путь, который был уже упомянут при строительстве Мишкана, имеется и в нашей повседневной связи со Всевышним. Вначале всего — это «пробуждение Сверху», что это не просто «пробуждение», а дарование (евреям) сил для (духовного) поднятия.

Следующий шаг — это «Пробуждение снизу» — это когда в человеке пробуждаются его собственные силы, и он освящает себя и поднимается над своей материальностью. Но всего вышеупомянутого недостаточно для образования настоящей связи между Всевышним и еврейским народом. Наиполнейшей эта связь является тогда, когда после «пробуждения снизу» следует ещё одно «пробуждение Сверху», когда Всевышний поднимает человека и освящает его своей бесконечной духовной силой. Тогда и образуется настоящая связь между Всевышним и человеком.

Несмотря на то, что освящение человека своими силами тоже имеет определённое очищение и поднятие, это не идёт ни в какие сравнения с тем поднятием, которого удостаивается человек, когда Всевышний своими силами поднимает и освящает еврея. И поэтому самым важным является третий шаг — это когда за «пробуждением снизу» следует опять «пробуждение Сверху». Это сочетание того, что исходит Сверху и того, что исходит снизу, очищает этот материальный мир и делает из него сосуд для раскрытия Б-жественного света. Таким образом наша духовная работа в изгнании подготавливает мир к огромному раскрытию, которое снизойдёт Сверху во время полного Избавления и прихода праведного Мошиаха.

От главы Пкудей, последней в книге Шмот, переходят к первой главе книги Ваикра. Как эти главы связаны? В конце главы Пкудей говорится об облаке, которое постоянно находилось над Мишканом. Облако – это геэлем, сокрытие Б-жественного, оно не давало Моше войти в Мишкан, как сказано: “И не мог Моше войти в Шатер…”. А непосредственно затем сказано: “И призвал Моше Б-г”, то есть Всевышний открылся ему. Это всеобщая закономерность: откровение после сокрытия. Как известно, откровение после сокрытия выше, нежели откровение само по себе. В служении еврея, откровение, которое происходит после сокрытия, – это тшува. Тшува, возвращение, приходит после того, как человек удаляется от Б-жественного, то есть после hеэлема. А суть тшувы – откровение, открытие человеку Б-жественного.

 Тшува, подобно откровению после сокрытия, возносит человека гораздо выше, чем он находился раньше прежде, чем удалился от Б-жественного, – вплоть до высшего уровня тшувы, когда грехи, совершенные по злому умыслу, засчитываются ему как заслуги, то есть мрак превращается в свет.   В этом и состоит смысл слов “в том месте, где стоят раскаявшиеся грешники, совершенные праведники не могут стоять”.Праведники – те, у кого есть только заслуги. Заслуги за что? За деятельность в двух аспектах: притяжение Б-жественного света как результат исполнения предписаний Торы (то есть служения, в самом общем плане называемого “совершай добро”); притяжение Б-жественного света как результат соблюдения запретов Торы (то есть служения, в самом общем плане называемого “уклоняйся от зла”) -только отталкивания зла, без трансформации его в добро. Но раз зло остается злом и его необходимо оттолкнуть, откровения Б-жественного, которые притягивает праведник, имеют определенные границы.

В отличие от этого тшува, которая затрагивает самую сущность души человека и даже еще выше, самую Б-жественную сущность, не имеет никаких ограничений, и потому даже грехи, совершенные по злому умыслу, превращаются в заслуги. Вот это и есть конечная цель зова Всевышнего, который звучит после hеэлема: задача не в том, чтобы оттолкнуть и снять hеэлем, но в том, чтобы превратить его в свет – “ночь будет светла, как день”.Эта конечная цель служит всем нам указанием в служении Всевышнему.

В каком бы положении ни находился еврей, он не должен (упаси Б-г!) отчаиваться. Наоборот, именно через геэлем можно прийти к высшим откровениям Б-жественного. То же самое относится ко всеобщей истории. Нередко приходится слышать: ведь раньше были поколения куда прекраснее нашего, и все-таки Машиах тогда не пришел. Так как же возможно, чтобы именно в нашем поколении, достоинства которого под большим вопросом, произошло окончательное и полное освобождение? Ответ на этот вопрос таков: как раз потому, что наше поколение такое, как было сказано, Машиах придет именно теперь. Перед рассветом, как известно, – самый глубокий сон. И необходимо собрать силы, чтобы, не дай Б-г, не проспать рассвет и проснуться вовремя, чтобы удостоиться увидеть, как “ночь будет светла, как день”!                                                                                       

  Примерно 45 лет тому назад, наш Ребе перенес инфаркт. Произошло это во время самого радостного дня года — праздника «Симхат Тора» в огромнейшей синагоге в Бруклине в штаб-квартире ХАБАДА. Абсолютно неожиданно тысячам хасидов было велено немедленно покинуть помещение и начать произносить псалмы за здоровье Ребе. Только секретари и самые приближенные остались внутри и их донесения собравшимся на улице хасидам, были совсем не оптимистическими. Огромная толпа стояла на холоде, плача и беспрерывно молясь. И тут хасиды получили личное указание от Ребе: немедленно выйти из состояния уныния, начать танцевать и радоваться, а радость снесет и отменит все тяжелые приговоры…

И это сработало! На следующее утро врачи объявили, что кризис миновал, хотя объяснить это с точки зрения медицины было невозможно, так как сердце некоторое время совершено не функционировало. Затем врачи предписали полный покой, никаких публичных выступлений, а еще лучше вообще выйти на пенсию, ведь Ребе уже 75 лет и последние 30 лет он работал в среднем по 20 часов в сутки. Он никогда не выходил в отпуск, принимая десятки тысяч посетителей еженедельно и получая больше почты, даже чем президент США — он заслужил отдых. Но уже через 40 дней Ребе вернулся к своим хасидам. И вновь начались «фарбренгены» (хасидские застолья) на которых Ребе объясняет самые сокровенные аспекты Торы, поднимая всех присутствующих на новые духовные высоты.

Однажды на таком «фарбренгене» присутствовал лечащий врач Ребе. Он видел, как Ребе говорил часами перед тысячами хасидов, прервавшись всего несколько раз на пару минут, позволив присутствующим вылить свой восторг в хасидской песне. Ему было выделено почетное место — прямо возле Ребе — и вот во время одной из пауз он наклонился к Ребе и прошептал: «Пожалуйста не утомляйтесь, есть 35% вероятности повторения инфаркта». Ему показалось, что из-за шума Ребе не расслышал его слов, и тогда он приблизился еще ближе и еще громче сказал: «Есть 35% вероятности того, что инфаркт повторится!» Но Ребе, казалось, не услышал его и в этот раз. Тогда он положил свою руку на плечо Ребе, для того чтобы привлечь его внимание и произнес еще громче: «Ребе, вы слышали, что я сказал? Я сказал…» Тогда Ребе повернулся к нему с улыбкой и сказал: «Я слышал, Вы сказали, что я могу уверен на 65%, что все в порядке».

После «фарбренгена» Ребе сказал секретарю, что не хочет, чтобы этот врач его лечил, так как врачи обязаны быть оптимистами. Теперь становится понятен финал нашей недельной главы, когда облако опустилось на переносной Храм, не позволяя Моше войти вовнутрь. Очень часто вознесение на новые высоты требует прохождения через мрак и тяжелые испытания, именно так отнесся Ребе к инфаркту. Точно так же, как евреи должны были пройти египетское рабство для того, чтобы удостоится получения Торы, или вынести теперешнее 2000 летнее изгнание, для того, чтобы удостоится прихода Мошиаха. Точно так же и облако помешало Моше только для того, чтобы он достиг новых духовных высот и откровений. Одним из самых важных пророчеств об Освобождении, которые исполнятся в будущем, являются слова Йешая (30:20): «И не будет более скрываться учитель твой». При этом произойдет полное раскрытие Всевышнего в мире.

Более того, это «…увидит всякая плоть разом» — не только наши глаза, но и наше тело сможет увидеть раскрытие Всевышнего во всех аспектах природы.