Делать добро и сохранять историю

         Я горжусь своими корнями, своим родом. Среди моих предков такие благородные фамилии, как Кимягаровы, Ароновы, Ханимовы, Некталовы, Фузайловы, Аминовы, Аронбаевы. Все они из древнего, красивейшего и гостеприимного города Самарканд.

          Мой прадед Хаим Кимягаров был известнейшим равом Центральной Азии  и Израиля, он сам приехал на Святую Землю еще в начале 20 века и похоронен на кладбище Хар а-Зейтим в Иерусалиме.

         Мой дед Або до прихода Советской власти был бизнесменом, управляющим отделением российско-германской фирмы “Вагоф”, и у него были знания иудаизма не меньше, чем у его отца рава Хаима. Мой отец Меир Кимягаров (сын Або) не только знал Святую Тору, но, как и все его предки, жил по Торе.

         Наша семья еще в тридцатые годы переехала из Самарканда в город Душанбе, тогда молодую столицу солнечного Таджикистана. Мы жили в своем большом частном доме. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году и разоблачения культа его личности Никитой Хрущевым в 1956 году, в Советском Союзе началась “оттепель” (некоторое послабление коммунистического диктата).

         Однажды в 1962 году (мне было 8 лет), я зашел в комнату, где обычно молился папа. Был вечер, в комнате было темно. Так как папа знал многие молитвы наизусть, он не всегда включал свет во время молитвы. Когда он закончил вечернюю молитву Арвит, он включил свет. Я увидел на столе письмо с незнакомыми буквами, и бумага была прочнее обычной, а рядом лежала фотография черно-белая, но красивая, где была изображена маленькая очаровательная девочка лет пяти.

         Я тогда еще не знал еврейской письменности, не знал русского языка и спросил по-бухарски папу: “Папа, что это за письмо и фотография?” Папа почти шепотом ответил: “Сынок, у нас есть своя страна, она называется Израиль. У тебя там живут твои дядя и тётя. Это мои брат и сестра Рубен-Сиви и Михаль. Они уехали тайно из Советского Союза через Афганистан в Израиль в 1933 году. Я их провожал до границы”.

           Позже я узнал, что наши дядя и тётя разыскали нас через Красный Крест, при первой же возможности, когда Советская власть разрешила переписку советских граждан с иностранцами.  

          Вот то самое письмо, написанное моей тётей Михаль на бухарском языке еврейскими буквами, и фотография, как оказалось, моей двоюродной сестры Офры, стали моими первыми музейными экспонатами.

           С тех пор вот уже 60 лет я занимаюсь историей бухарско-еврейской общины, собиранием экспонатов для музея. Окончил исторический факультет Таджикского пединститута.

        Примеры моих предков и естественно, их гены, переданные мне, воспитание, полученное мною от моих благородных родителей, всё это подвигает меня делать добрые дела, быть примером для своих детей и внуков и стремиться оставить добрый след в жизни.

     Без ложной скромности будет сказано, я делал и делаю многое. Например, еще в Советском Союзе я, как отличник учебы, занимался с еврейскими юношами и девушками, готовя их  к поступлению в вузы, а уже будучи преподавателем, защищал студентов и слушателей от произвола преподавателей-взяточников, создал вместе с  этнографом Амнуном Давыдовым З”Л (однофамильцем жившего в Израиле также ныне покойного поэта, общественного деятеля, актера и музыканта) и Моше Сезанаевым  еврейский культурный центр “Ховерим” в Таджикистане.

    В период гражданской войны и разгула бандитизма в Таджикистане я организовал приезд в эту республику работников “Сохнута” и “Натива”, спасение евреев и переезд их в Израиль.

      Здесь в Израиле я стал одним из создателей бухарско-еврейского театра, первой лепешечной, чайханы, Ресторана-дворца “Бухара ха-Яфа”; я автор книг, журнальных и газетных статей об истории и культуре еврейской общины, организатор ежегодного празднования  9 мая – Дня Победы в Великой  Отечественной войне, а также праздника весны и урожая народов Центральной Азии “Навруз”, помогаю синагогам, ешивам, бесплатным столовым для малоимущих и инвалидов. Поддерживаю добрые отношения с посольствами бывших советских республик на Святой Земле для улучшения сотрудничества этих стран с Израилем и т.д.

          Но главным делом моей жизни стало создание музея бухарских евреев и народов Центральной Азии – родины бухарских евреев.   В музее должны быть не только вещественные экспонаты, письменные и фото-архивы, другие важные атрибуты. Надо сохранить для наших потомков видеоархивы наших обычаев и традиций. И этим я занимаюсь более 30 лет.

      О чём идет речь? Объясняю. Например, в нашей общине были гӯянда, женщины-плакальщицы. На похоронах бухарских евреев женщины- гӯянда  вставали в круг и причитали, оплакивая покойного или покойницу.  Они обладали хорошими голосами, а главное, обладали даром добрым словом рассказать в траурной песне о мужчине или женщине, ушедших в мир иной.

        Еще 25 лет назад в возрасте более 90 лет ушел из жизни один из бывших калонтаров Душанбинской общины Абохай Синдиль З”Л.. Получив разрешение от детей покойного, я собрал 8 гӯянда, одел их в траурные платья (куртои азъои), и они провели церемонию оплакивания так, как это делалось сотни лет в Средней Азии. И всё это было снято на видео.

         У нас в истории были народные целители – фолбины, аласкуны. Я пригласил в ресторан “Бухара ха-Яфа” девяностолетнюю целительницу-аласкун, создал домашнюю обстановку, пригласил как бы больную женщину, купил петуха, мыло, подготовил  пепел и иголки. И аласкун провела эту процедуру, также снятую на видео.

          У нас были и есть женщины-созанда. Созанда – это женщины, которые пели и танцевали на женских семейных радостных мероприятиях. Давно я собирался рассказать и снять фильм о мастерицах этого музыкального жанра.

          И вот совсем недавно, в феврале 2022 года, я пригласил в “Бухара Яфа” 92-летнюю  созанда Некадам Бако (Нину Бакаеву) и  ее коллегу Нину Шамаеву, а также опытных дойразанов (барабанщинков-бубнистов) Артура Ходжаева и Юрия Мунарова и снял фильм о них. Я кратко рассказал об искусстве шашмакома, о фольклоре, о созанда,   затем певицы и музыканты начали свое выступление. Эти две талантливые женщины, кроме песен из репертуара созанда, еще исполнили мусамаххони – это как бы словесное состязание двоих, они соревнуются, кто кого из своих коллег лучше похвалит, как поэтически и красиво расскажут о виновниках торжества.

                                                                    **

      Еще многие наши традиции пока не засняты на пленку, например, гахворабандон, нохунгирон, келинбиёри, повокунон (келин-талбон), поихтахт и др. Когда в октябре 2021 года меня на ужин пригласил уважаемый Лев Леваев, мы с ним  вновь говорили о бухарском музее, о наследии бухарских евреев.

      Уважаемые читатели! Среди вас есть знатоки шашмакома и фольклора, мастера народного прикладного искусства, созанда, наверняка, найдутся фолбины и аласкуны, –  прошу вас мне позвонить. Такая же просьба у меня  к владельцам старинных вещей, к тем, у кого есть старинные бухарские вещи: сӯзани, медная и фарфоровая посуда, одежда (ҷома, женские платья), головные уборы, обувь, музыкальные инструменты, серебряные и золотые украшения, монеты, предметы иудаики (Сефер Тора, Мегилат Эстер), старинные рукописи и книги, шофары и др. Пожалуйста, позвоните мне. Мы это у вас купим.

          Кроме того, прошу тех, у кого есть интересные истории о ваших дедах, прадедах, об участниках Великой Отечественной войны, о героях израильских войн, и просто интересные истории о приключениях и даже юмористические эпизоды из жизни, рассказы об известных раввинах, ученых, деятелях искусства, ремесленниках, о чьих-то добрых делах, благотворителях и т.д., – сообщить мне об этом.

         Уверен, у кого-то есть бухарские сказки, фольклорные песни, колыбельные, неизданные рассказы и стихи, –  мы были бы рады с вами встретиться. Я профессиональный историк, ученый, педагог, у меня сейчас стало больше свободного времени. Вы можете пополнить число наших музейных экспонатов (их сегодня уже более десяти тысяч), наше устное и прикладное творчество.

         Когда Лев Леваев 12 лет назад уходил с  бармицвы моего сына (у которого он в свое время был сандаком), он сделал мне справедливое замечание: “Мордехай, на Вашем вечере было много творческих ансамблей, но почему не прозвучал ни один шашмаком?”

         Мы смело можем брать пример с нашего лидера Льва Леваева, в том числе в приобретении еврейских религиозных знаний, в сохранении бухарско-еврейской истории, этнографии, наших обычаев и традиций.

Мордехай Кимягаров,

Председатель Культурного Центра “Дружба” выходцев из России и Центральной Азии, историк, Отличник просвещения и Отличник культуры Таджикистана, член Союза писателей Израиля, чемпион мира по ресторанному спорту