«И воззвал к Моше, и говорил с ним Б-г из шатра собрания (из Кодеш Кедошим)». Этим словом начинается нынешняя недельная глава, первая глава третьей книги Торы, отчего как глава, так и вся книга получили название «Ваикра». Те, кому посчастливилось посещать в детстве традиционный хедер, именно с этого слова начинали изучение Торы. Ибо испокон веков принято у евреев начинать изучать с детьми Тору не с первой книги «Берейшит», а с третьей — «Ваикра», и вот согласно комментарию р. Бахьи оказывается, что, будь Моше менее скромным, не существовало бы вообще книги «Ваикра», ибо начиналась бы третья книга Торы не словом «ваикра», а как-то иначе, и, следовательно, имела бы иное название. Вот вкратце комментарий р. Бахьи.
Как было упомянуто выше, «ваикра» означает «и воззвал». Всевышний позвал Моше в шатер для богослужений, чтобы там услышал он законы храмовой службы. В тот день Моше сам собрал этот шатер из деталей, изготовленных еврейскими мастерами. Причем задолго до этого Моше было сказано, что в собранном им шатре будет являться ему Всевышний и говорить с ним. Но Моше не считал себя достойным войти в священный шатер, пока его не позвали: «Ваикра эль Моше». И даже необычное написание слова «ваикра» в Торе указывает, по мнению комментаторов, на великую скромность Учителя. Слово «ваикра» заканчивается буквой «алеф». В свитке Торы этот алеф по традиции пишется меньшим, чем остальные буквы текста.
Р. Яаков «Баал а-Турим» объясняет это так: Моше, записывая Тору со слов Всевышнего, не хотел, чтобы будущие поколения евреев, изучая Тору знали о том особом внимании, которое оказал ему Творец, приглашая войти в священный шатер. Поэтому слово «ваикра» он намеревался вообще лишить конечного алефа. Тогда оно читалось бы как «ваикр», «встретился», что означало бы, что Б-г как бы случайно встретился с Моше. Ведь именно так пишет Тора о явлениях Всевышнего пророку-антисемиту Биламу. Однако Б-г диктовал: «ваикра» с алефом, и Моше ничего не оставалось, как только сделать этот алеф маленьким и незаметным.
Основная тема главы – законы жертвоприношений, на Святом языке – акрават корбанот. Корень этих двух слов – приблизиться (Каров). Сказано в начале нашей главы Торы («Ваикра» 1:2): «Когда (какой-либо) человек пожелает принести жертву Всевышнему из вас». На первый взгляд, было бы уместно написать: «Человек из вас пожелает принести жертву». Нужно понять духовный аспект работы жертвоприношений, который заключается в принесении своей души в жертву Всевышнему. С помощью того, что человек задумается о единстве Всевышнего, как сказано «Б-г один», он достигнет любви к Нему как с помощью Б-жественной, так и животной души. Это объясняет Алтер Ребе в книге «Ликутей Тора»…
Но идея такова, что как известно у каждого еврея есть две души: святая Божественная душа (часть Всевышнего) и животная душа (которая оживляет тело). Божественная душа имеет корень в аспекте «высшего человека», как сказано в пророчестве Йехезкеля (1:26): «Над образом этого престола — образ, подобный человеку, на нем сверху». Животная душа получает жизненную силу от трех живых существ из колесницы Йехезкеля (1:10): льва, вола и орла. И вот, цель спуска Б-жественной души в наш мир заключается в том, чтобы очистить и поднять животную душу. Это достигается с помощью того, что Божественная душа постигает единство Всевышнего во время молитвы («Дварим» 6:4): «Слушай, Израиль! Г-сподь, Б-г наш. Г-сподь один». С помощью этого пробуждается любовь ко Всевышнему также и в животной душе.
Как сказано об этом далее: «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим» и объяснили наши учителя (трактат «Брахот» 9:5): «С помощью двух начал — доброго и плохого». Но перед чтением «Слушай, Израиль» нашли мудрецы постановили читать два благословения, с помощью чего можно будет прийти к любви ко Всевышнему в животной душе. Так как для подчинения животной души нужно затронуть ее корень — это упомянутые выше живые существа из колесницы. Это позволяет понять порядок слов в предложении «Когда человек пожелает принести жертву Всевышнему из вас». Человек — это то, о чем сказано: «Над образом этого престола — образ, подобный человеку», это корень Божественной души. Именно об этом сказано: «Когда человек пожелает принести жертву». Речь идет о привлечении свыше от образа, подобного человеку, чтобы человек внизу смог принести в жертву свое сердце Всевышнему. Поэтому сказано «…жертву Всевышнему из вас». Если бы порядок слов в этой фразе был обычным, то мы поняли бы это так, что речь идет только о принесении в жертву животного. А так это значит еще и в буквальном смысле из вас — чтобы человек принес в жертву свою душу Всевышнему.
Первое жертвоприношение, которое приносят каждое утро «Корбан тамид» (постоянное жертвоприношение). Оно приучает нас к порядку постоянной работы, которая требуется от каждого еврея. Всевышний не требует от нас принести в жертву всё, что мы имеем. «Корбан тамид» состоит из барана, небольшого количества вина, оливкового масла, немного муки и соли — т.е. небольшие части всего, что составляет творение (мира): животный мир — баран, растительный мир — вино, масло и мука, и неодушевлённый мир — соль. «Корбан тамид» — это общественное жертвоприношение, которое приносится за всех евреев.
Но нет обязанности у каждого в отдельности приносить ежедневно вышеуказанные компоненты, просто каждый должен внести свою денежную лепту — свою долю в покупку вышеназванных компонентов для повседневных жертвоприношений. Таким образом, каждый принесший небольшую денежную сумму, становится участником ежедневных жертвоприношений, совершаемых дважды в день. Всевышний не требует от нас отдать на Храм всё наше имущество и остаться без ничего. Важность (жертвоприношения) не измеряется количеством того, сколько дали, сколько сил потрачено на это, сколько денег пожертвовали. Важность измеряется тем, как еврей всё это даёт, как он приносит жертвоприношение, как он отдаёт (на Храм) часть своего.
Всевышний требует от нас малого, но это должно даваться от всего сердца, с радостью, желанием и рвением. Как «Корбан тамид» состоит из небольшого количества компонентов, так и участие еврея в этом минимальное. Но когда это делается от всего сердца, то еврей удостаивается благословения Всевышнего. «Корбан тамид» не приносился на протяжении всего дня, время его принесения было ограничено: один раз рано утром и один раз ближе к вечеру (в сумерках), в конце дня. Когда еврей начинает свой день с жертвоприношения — приближается и приносит всего себя во имя Всевышнего, то такое жертвоприношение не ограничено ничем и растягивается на весь день — «Корбан тамид» («тамид» на иврите означает «постоянный») и это влияет на весь день еврея. Еврей начинает свой день таким образом: когда он раскрывает глаза после ночного сна, то первое, что он должен сделать — это произнести «Модэ ани». Таким образом еврей начинает свой день с «Корбан тамид». В словах «Модэ ани» еврей называет Всевышнего «Король живой и вечный». Мы принадлежим Королю и отдаём ему свою душу с покорностью и преданностью. Когда день начинается таким вот образом, то и весь день еврея будет заключаться в приближении (ко Всевышнему) и преданности.