В течение нескольких лет под эгидой Конгресса бухарских евреев осуществлялся проект «Встреча поколений» – выходцев из разных городов Узбекистана и Таджикистана. Однако из-за пандемии коронавируса проект был приостановлен. Теперь Конгресс продолжил начатую традицию. На этот раз программа была посвящена выходцам из Коканда.
С лекцией об истории евреев Коканда дореволюционного периода (1918) выступил Маркиэл Фазылов, который в течение 15 минут сумел привести впечатляющие факты. Мне хочется привести некоторые сведения из его выступления.
Кокандское ханство сформировалось в 1709 году. В него вошли преимущественно территории, ранее относящиеся к Бухарскому ханству. Кроме Ферганской долины (Коканд, Маргелан, Андижан, Наманган, Ош и др.) к Кокандскому ханству относился Ташкент, земли нынешней Сырдарьинской области и Южного Казахстана.
Кокандское ханство просуществовало примерно 160 лет. В 1876 году Россия завершила захват территорий, принадлежащих Кокандскому ханству, в результате чего Кокандское ханство было ликвидировано.
Первые сведения о проживании евреев в Коканде относятся к началу 19 века, когда в город переселилось несколько семей евреев из Бухары. В 1877 году в Коканде проживало всего 105 евреев. В конце 19 века Коканд превратился в крупный промышленный центр Средней Азии. Еврейское население города резко увеличилось за счет переезда единоверцев из других районов Средней Азии.
Эпоху правления царской России в Коканде, как и во всей Средней Азии (1876-1917), называют золотыми полвека в истории бухарских евреев. Историки отмечают не только мощное развитие экономики, но и культуры и образования в крае. Евреи Коканда добились разительных успехов, о которых ранее не знала наша история. Приведем несколько примеров.
В российской исторической энциклопедии фигурируют только два бухарских еврея и оба из Коканда. Это миллионеры-промышленники Яков Вадьяев и Рафаэль Потелахов. Оба были министрами временного Кокандского правительства, ликвидированного большевиками в 1918 году. Яков Вадьяев владел заводами и фабриками по производству текстиля, хлопкового масла и заготовке хлопка-сырца. Братья Яков и Сион Вадьяевы в 1916 году приобрели Иваново-Вознесенскую мануфактуру, создав самый мощный в Европе комбинат текстильного производства.
Рафаэль Потелахов также пользовался уважением у чиновников царского правительства, обладал широкими знаниями и вел торговлю с Европой. Он был почетным потомственным гражданином Санкт-Петербурга. Торговому дому Р. Потелахова кроме всего, принадлежала также железная дорога от станции Асака (близ Андижана) до Ферганы (примерно 70 км.). После революции многие богатые люди вынуждено бежали в Европу, в том числе Париж, Берлин, Лондон.
В 1910 году Яков Вадьяев в Ташкенте построил здание внушительных размеров с красивым внешним фасадом. В 1916 году один из сыновей Сиона Вадьявых купил в Москве гостиницу «Метрополь» за 2 млн. рублей, но вскоре большевики отняли её. Кокандский купец 1-й гильдии Алишо Ягудаев построил в Иерусалиме самый роскошный «Дворец Машиаха» длиной 55 метров. Он искренне верил, что машиах, спустившись в Иерусалим, обратит внимание на этот дом и обязательно посетит его. Другой кокандский миллионер Рахмин Давидбаев впервые в Средней Азии организовал еврейскую типографию и издавал газету «Рахамим» в Скобелеве и Коканде (1910-1916). В 1930 году он расстрелян большевиками.
Среди крупных бизнесменов значатся имена Максумовых, Шушаковых, Симхаевых и многих других. Особо в коммерческой деятельности отличился Або Симхаев, он также имел маслозавод в Самарканде. Перед своей смертью в Иерусалиме Або оставил завещание, в котором написал, что всё имущество в Советском Союзе оставляет в собственность Государству Израиль.
В 1907 году Натан Давыдов, племянник известного ташкентского миллионера Юсуфа Давыдова, переехал в Коканд, где построил несколько заводов. Заслуживает особого внимания письмо Натана Давыдова, направленное В. Ленину в 1921 году, где он предлагает заготовку пшеницы и риса для голодающих Поволжья. Но большевицкое правительство не доверяет ему. Об этом эпизоде написано в 37 томе собраний сочинений Ленина (Москва, 1969 год издания).
Кокандские купцы построили несколько особняков в Коканде, которые сохранились до настоящего времени и представляют архитектурную ценность. Дом братьев Вадьявых в настоящее время занимает мэрия города. В синагоге Якова Вадьяева разместился спортивный зал. В доме Р. Потелахова долгие годы функционировал центральный телеграф. Сохранилась также синагога Н. Давыдова. Дом Або Симхаева передан нефтяному колледжу, а в доме Елезера Симхаева разместился педагогический институт.
При установлении Советской власти Красная армия спровоцировала в Коканде погром, убито 85 евреев. Многие евреи сбежали в Самарканд и другие города. Интересно сложилась судьба богатых евреев, бежавших в Европу. После прихода к власти Гитлера, фашисты бомбили оккупированный ими Париж и Лондон. В 1944 году в Париже жили около 100 бухарских евреев, которых фашисты решили уничтожить. Благодаря главе общины доктору медицины Асафу Ачильдиеву, сумевшему добиться справки из посольства Ирана в Париже о том, что «джугуты» – это этническая группа, не имеющая отношения к евреям, они спаслись. В тот период несколько семей бухарских евреев переехали в Аргентину и поселились в Буэнос-айресе.
И еще об одном интересном факте напомнил лектор. В Самарканде есть могила Вадьявой Эстер Исааковны с красивым черным камнем. Этот высокий памятник в виде тюльпана – единственный такой на еврейском кладбище. Её судьба весьма необычна. После войны Эстер Вадьяева просила вернуться на бывшую родину из Парижа. Советская власть разрешила, чтобы показать своё «гуманное» отношение к бывшим «изменникам». Правда, это было уже после смерти Сталина.
Из лекции М. Фазылова мы узнали о многих выдающихся личностях – бухарских евреях Коканда. Благодарные слушатели подходили к лектору и просили книги, в которых можно найти сведения о евреях Коканда.
Хана Даниэлова, доктор филологии