Шмини

                                                                                                                             Каждая глава Торы включает в себя множество различных тем. Иногда нам даже кажется, что все темы, упомянутые в той или иной главе, никак не связаны между собой. Но раз они находятся под одним заголовком, без сомнения между ними есть связь. Иногда читаешь новую главу Торы и ясно видишь, что то, что в ней упоминается, больше подходит по смыслу к содержанию предыдущей главе, а к нынешней не имеет никакого отношения. Но это не так, ведь если содержание главы Торы помещено именно под этим, а не иным заголовком, значит связь существует, хоть нам это не всегда заметно.

Наша недельная глава «Шмини». Ее начало является продолжением предыдущей главы «Цав» и речь там идёт о восьмом дне, который наступил после семи «дней посвящения», в течение который Моше обучал своего брата Аарона служению в Мишкане. Заканчивается глава «Шмини» тем, что на первый взгляд не имеет отношения ни к названию главы, ни к её началу: перечислением признаков кошерности духовно чистых, разрешённых для употребления в пищу животных, а также перечислением духовно нечистых, запрещенных для нас животных. Но несмотря на то, что начало главы «Шмини» кажется нам никак не связанным с её окончанием, раз две эти темы (восьмой день и признаки кошерности) упомянуты в одной главе, то связь эта всё же существует.

 Слово «Шмини» (на иврите «Восьмой») имеет двоякий смысл. С одной стороны, число восемь является продолжением числа семь. А с другой стороны, в мироздании существует понятие, что восемь это что-то раздельное. Число семь связано с природным циклом — семь дней творения мира, семь дней недели и т.д., а восемь является уже чем-то надприродным. В этом и заключается мистический смысл восьмёрки. С одной стороны, это что-то сверхъестественное. А с другой стороны восьмёрка пронизывает мироздание, являясь прямым продолжением семи. Число восемь также связано и с Мошиахом. Написано в святых книгах, что у музыкального инструмента Эры Мошиаха будет восемь струн.

Новшество, которое произойдёт при приходе Мошиаха, заключается в том, что наш материальный мир останется таким же и ничего в нём не изменится. Но с другой стороны, этот материальный мир сможет открыто вобрать в себя свет Всевышнего. И произойдёт это так же естественно, как то, что восемь является продолжением семи. Такое чудесное раскрытие числа восемь станет возможным благодаря тому, что евреи изучают Тору и соблюдают заповеди, подготавливая таким образом мир к приходу Мошиаха.

Сам по себе мир скрывает свет Всевышнего ( «мир» — на иврите «олам» — от корня «элем» – «сокрытие»), но таким образом он пробуждает еврейскую Б-жественную душу к действию. Теперь нам становится понятным то, что связывает воедино все вещи, которые упоминаются в главе «Шмини». Эта глава ставит своей целью подготовить материальный мир к тому, чтобы несмотря на все его проблемы, он смог бы сам, без посредников, вбирать в себя Б-жественный свет. И в этом заключается тайна, что даже в таком нижайшем из миров, где существуют «духовно чистые и духовно нечистые животные», может свободно раскрываться свет Всевышнего. И всё это возможно благодаря Торе и заповедям. А самое главное, что всё это раскроется на самом деле. И как сказал пророк Овадья: «И воскресшие на горе Сион судили гору Эйсава и будет тогда владычество Всевышнего». И наступит всё это после раскрытия Мошиаха! 

В недельной главе Торы «Шмини» рассказывается, как сыновья Аарона принесли жертву и погибли от небесного огня. РАШИ объясняет, что они обучали законам в присутствии Моше и добавляет, что в этом есть указание для нас: Есть люди (надеюсь, что не среди присутствующих), которые спрашивают «Зачем нам нужен Ребе?» Известно письмо Ребе РАШАБа об этом, где он пишет, что есть люди, которые хотят знать, зачем им нужен соединяющий посредник между ними и Всевышним. Они считают, что сами являются учеными и мудрецами… и достаточно велики, чтобы самим обращаться ко Всевышнему без посредников. Так зачем такому человеку Ребе!.. Если у него появляется вопрос по законам, он открывает Талмуд, или «Шулхан Арух»… Если же есть трудности с достижением страха перед небом (а откуда он у него будет), то для этого есть труды РАМБАМа и многие другие книги… Так зачем ему нужен Ребе, чего еще ему не хватает?

Весь мир — это только Всевышний и он. И нет никого больше. Всевышний — настоящая сущность, он — сотворенная сущность и ничего между ними! (Так он считает). Такой человек продолжает утверждать, что перед дарованием Торы было необходимо прийти к Моше, так как только Моше мог получить Тору и построить Мишкан. Но после дарования Торы у него уже есть Тора и он не нуждается ни в ком. У него есть Тора и Всевышний, и сам он еврей, а известно, что еврей, Тора и Всевышний составляют одно целое. (Так зачем ему нужен Ребе?). Но у нас есть указание из комментария РАШИ, что так уже было и раньше — у Надава и Авиу. Несмотря на то, что их уровень был очень высок, ведь даже Моше признался Аарону, что «они выше меня и тебя», и Всевышний назвал их «близкие», но так как они вынесли законодательное решение в присутствии своего учителя Моше, то получили самое серьезное наказание за отсутствие подчинения перед учителем.

 РАШИ упоминает имя автора этого высказывания — рабби Элиэзер. Этот мудрец отличался необычайными познаниями в Торе, но говорил, что если человек утверждает нечто, чего не слышал от своего учителя, то этим он отдаляет божественное присутствие от евреев. Рассказывается в Мидраше, что камень, на котором сидел рабби Элиэзер, называли гора Синай, а самого его — Тора ( «Брахот» 27б). Но если его спрашивали о том, чего он не слышал от учителя, — он не давал ответа. Ведь известно, что если человек не согласен с учителем, то он как будто не согласен с Торой (Талмуд «Санедрин» 110а). Это значит, что даже после дарования Торы необходим человек, стоящий между вами и Всевышним. Обязательно нужен соединяющий посредник, Ребе. А если его нет, то человек, возомнивший себя всезнающим, отдаляется от Всевышнего. Разве может сложиться ситуация, что у него есть Тора без Ребе?!

И так в каждом поколении, каждый год и каждый день… если нет у него Ребе, то не может быть у него Шхины (Б-жественного присутствия). Ведь в каждом поколении есть один человек, подобный Моше, который сказал о себе: «Я стою между Всевышним и вами». И если кто-то не подчиняется ему, то даже будь он праведник как Надав и Авиу… Даже при том, что они сделали хорошую вещь, но не спросили учителя, Моше, — в результате были наказаны и погибли… И если кто-то утверждает, что у него нет Ребе, — это не так. Исходя из определения, — даже если он учит у него одну маленькую вещь, то он также называется его учителем… И кроме того, если нет у него Ребе — не может быть у него связи со Всевышним. И это относится ко всем до такой степени, что РАШИ вставил это в свой комментарий к Торе, и учат это даже с маленькими детьми.

##Важность кошерной пищи для детей                                                                                                                         

В главе Торы «Шмини» описываются признаки кошерности животных, которые пригодны в пищу. Тщательное соблюдение законов использования кошерных продуктов относится не только к исполнению заповедей кашрута. Любой продукт, который человек съедает, становится частью его тела, его плотью и кровью. Известно, что тело связано с душой, поэтому тщательное исполнение правил кашрута очень сильно влияет на человека. Если в его тело поступает чистая еда, она объединятся с человеком и оказывает положительное влияние на его характер и поведение.

Когда мы проверяем чистоту и калорийность продукта, нужно обратить внимание также на его духовный аспект в становлении личности человека. Поэтому нужно очень тщательно соблюдать заповеди кашрута, вплоть до мельчайших деталей. Это относится ко всем, но особенно это важно для детей, которые растут и развиваются. Нужно обращать внимание на все, что едят дети, чтобы это соответствовало требованиям кашрута.                                    

##Урок, который преподнес шотландский антисемит

Молодая пара — Ронен и Сарит, окончив службу в армии, как и все «нормальные» израильтяне, решили, что надо «проветриться» (Израиль плохо пахнет — не дай Б-г). Так как денег было не густо — решили побродяжничать по Европе. Рюкзаки за спину, долетели до Греции, а оттуда, ясное дело — попутные машины, излюбленный вид транспорта израильтян. Спали, где придется, ели, что подешевле, но, главное — видели мир.

 И вот таким образом наши герои добрались до Шотландии. Стоят наши друзья на шоссе с вытянутой рукой и, без особого успеха, пытаются остановить машину, которая бы довезла их до Глазго. День выдался жаркий, ребята очень устали и уже пару часов они торчат на одном и том же месте — никто не останавливается. Но вот, наконец, огромный семитрейлер, визжа тормозами, останавливается, и счастливые путешественники радостно забираются в кабину.

Шофер, огромный, рыжий, бородатый с улыбкой на все лицо, радостно их поприветствовал и завел беседу: «Какая же это тоска сидеть самому целых 4 часа. Не надо благодарить, это вы мне оказали услугу, теперь точно не засну — будет с кем поболтать! Я еду в Глазго, вам ведь тоже туда. А я вижу вы не здешние. Как вам нравится Шотландия?» «Ой! Какая потрясающая страна! Мы уже полгода болтаемся по Европе, но такие пейзажи, горы, озера — мы видим впервые! А люди какие! Все такие приветливые, внимательные и добрые!»

Лицо шофера от радости засияло еще больше: «А вы, ребята, откуда?» «Из Израиля!» Лицо шофера искривилось в гримасе отвращения, он поник и замолчал…Следующие 2 часа ехали молча. «Я голоден!» — тяжелый грузовик медленно подъехал к маленькому ресторанчику на заправке. Они вошли в небольшой зал, всего на четыре столика. Три из них были заняты обедающими и отдыхающими водителями, только один был свободен и вот, пришлось им опять сесть вместе с горячо любящим евреев шофером.

«Что будем есть?» — спросил официант. «Свиную отбивную» — сказал шотландец, а наши друзья: «Мы тоже». Через 15 минут благоухающие стейки уже стояли перед нашими героями. Молодые люди, схватив вилки и ножи, набросились на них, а шотландец с миной страшного омерзения смотрел на них. Затем он достал из кармана деньги, положил их на стол и злобно сказал: «Если бы у моего народа была тысячелетняя традиция не есть…ЭТО, то никто и никогда не заставил бы меня к этому прикоснуться!!!» И, даже не притронувшись к своему стейку, он выбежал из ресторана, сел в машину, вышвырнул их рюкзаки и уехал.

А наши герои расплатились и, не доев свой обед, вышли из ресторанчика. Слова шотландского шофера задели их за живое. Они решили вернуться на Родину и хорошо познакомиться со своим собственным народом и его богатейшим наследием. Сегодня — это соблюдающая Тору семья с кучей детей, хорошо помнящая урок, преподнесенный им шотландским антисемитом. Много посланцев у Б-га…