Много статей, исследований и книг написано о бухарских евреев, которые, в годы Второй Мировой войны, открыли свои дома и сердца ашкеназским братьям, бежавшим в города Средней Азии от фашистской чумы. Я тоже не раз писал и говорил на эту тему. Тем более это важно делать сейчас, когда мы – Всемирный Конгресс бухарских евреев, вспоминая добрые дела наших отцов и дедов, проводим масштабную благотворительную акцию, приуроченную к празднику Песах.
Вот еще одна из таких удивительных историй. Она о раввине Яакове Глинском, известном проповеднике Торы, который бежал от ужасов фашизма на восток бывшего СССР. Так получилось, что когда рав Глинский приехал в один из городов Узбекистана, то у него кончились деньги. Ситуация не приятная в любое время, но в дни, когда идет война, остаться без средств к существованию было просто страшно.
Но именно так, не имея крошки хлеба и гроша за душой, рав Яаков Глинский вошел в здание вокзала одного из городов Узбекистана. Понятно, что здесь у него не было ни знакомых, ни родственников. Понятно, что он не понимал узбекского языка. Но проблема была еще и в том, что рав Глинский не владел и русским языком.
И тогда рав Глинский поступил так, как, думаю, поступил бы каждый из нас. Он начал искать своих единоверцев, в надежде, что они ему помогут. В первые минуты эти поиски не увенчались успехом. Но затем в конце здания вокзала он вдруг увидел старика, чистившего ботинки. Ему пришла в голову мысль, что этот старик может быть евреем. Но как об этом спросить и на каком языке?
Несколько минут рав Глинский стоял в раздумье. Но потом ему в голову пришла идея. Он приблизился к старику и начал тихо, но так, чтобы сапожник его услышал, говорить: «Шма Исраэль, Адонай Элохейну, Адонай Эхад»,
– Если он не еврей, – думал про себя рав Глинский, – то он не поймет, что я сказал, а если он еврей – я победил.
Старик взглянул на него и прошептал несколько слов на бухарском языке. Рав Глинский не понял ни одного слова. Но он понял главное – перед ним его единоверец.
Потом рав Глинский рассказывал: «Я жил в доме этого человека 11 дней. Я говорил на идише, а он – на бухарском языке. Друг друга мы не понимали, но как-то объяснялись с помощью жестов. Я благодарю Вс-вышнего за встречу именно с этим человеком. Если бы я встретил в тот вечер не еврея, он, скорее всего, не понял бы меня и не пришел бы ко мне на помощь. Но я встретил бухарского еврея, который услышал слова нашей молитвы».
Что добавить к э тому рассказу. Евреи, жившие в галуте, всегда были очень разными. Но всех их тогда, как и всех нас сегодня объединяет святая Тора. Она – сила, ветер, воздух для нашего дыхания. Именно наша Тора делает нас одним народом, уникальным и избранным.
*
Я был хотел спросить каждого, кто читает эти строки, готов ли он сегодня привести в свой дом незнакомого еврея, которого он встретит на вокзале, оказать ему необходимую помощь. А ведь сегодня, когда практически у все нас есть крыша над головой и полный холодильник продуктов, сделать это намного легче, чем в те военные годы, когда трудно было достать не только мясо, но и хлеб и даже чистую питьевую воду.
А теперь самое важное. Наши предки, даже в трудные времена, открывали свои сердца и кошельки нуждающимся единоверцам. Мне хочется верить, что мы с вами унаследовали генетический код тех людей, для которых благотворительность была неотъемлемой частью их жизни. Мне хочется верить, что этот генетический код призовет вас присоединиться к благотворительной компании Всемирного Конгресса бухарских евреев, которую мы ведем уже второй год. Ведь цель этой компании – помочь сотням и тысячам семей нашей общины, которые, как когда-то рав Глинский, действительно нуждаются в нашей помощи.
Откройте ваши сердца, пожертвуйте на святое дело, кто сколько может. Так мы сумеем помочь нашим нуждающимся братьям и сестрам лекарствами, продуктами, мебелью. Так поможем нашим братьям и сестрам достойно встретить светлый праздник Песах. Так мы продолжим великую эстафету благотворительности, которую начали наши предки. Помните, Шма Исраэль…