В Душанбе киностудия «Таджикфильм» создала фильм, посвященный 100-летию знаменитого кинематографа Бенсион Кимягарова. Бенсион Кимягаров (1920-1979) – режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, актёр, Народный артист Таджикистана, лауреат Сталинской премии и Государственной премии имени А. Рудаки, имел множество наград на всесоюзных и международных кинофестивалях. Его именем назван Дом кино Союза кинематографистов Таджикистана. Он был первым секретарем правления Союза кинематографистов Таджикистана (1962), членом Союза кинематографистов СССР (1957), членом правления Союза кинематографистов СССР (1970), секретарь СК СССР.
Бенсион Ариевич родился в Самарканде. В 1930-х годах семья переехала в Сталинабад (Душанбе). В 1934 году он поступил в Кокандский педагогический техникум. Во время учебы Бенсион принимал участие в работе ТЮЗ (театр юного зрителя), выступая в роли артиста и ассистента режиссёра. В 1936 году он вернулся в Душанбе, был преподавателем в школе.
В 1939 году Бенсион поступил на факультет режесссуры (мастерская С. Эйзенштейна) Всесоюзного Государственного института кинематографии (ВГИК), который окончил в 1944 году. Во время войны с 1941 по 1943 год институт временно находился в г. Алма-Ата, где Бенсион совмещал учебу с работой секретаря горкома ЛКСМ (Ленинский Коммунистический союз молодежи).
В 1944 году Бенсион соединил свою судьбу с Анной Михайловной Когановой (1922-1973). Она была студенткой Харьковского медицинского института, а во время войны эвакуировалась в Таджикистан. В 1945 году в семье родилась дочь, Елизавета. Она была единственным ребенком в семье. После третьего курса Анна Михайловна по просьбе супруга осталась дома, чтобы заниматься воспитанием дочери. Кстати, дочь пошла по стопам отца и тоже стала режиссером кино. Надо отметить, что Анна Михайловна сыграла немаловажную роль в становлении своего мужа.
С 1944 года Борис Кимягаров – режиссер Сталинабадской киностудии (с 1957 года – «Таджикфильм»). Благодаря таланту Бенсиона Ариевича начался этап создания послевоенных таджикских художественных фильмов. Пионером в этом направлении явился его фильм «Дохунда» (1956) по одноименному произведению С. Айни. Этот фильм признан одной из лучших картин «Таджикфильма».
Б. Кимягаров – основоположник исторического, эпического жанра в таджикском кино. Он автор 33 работ, в том числе 13-ти художественных и 14-ти документальных фильмов. Среди них шедевры киноискусства, картины на тему древней истории, например, «Знамя кузнеца», «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухроб», «Сказание о Сиявуше» по мотивам поэмы «Шахнаме» Фирдавси. Сами таджики писали о значимости Кимягарова в их культуре: «Борис Кимягаров был одним из тех, кто возбудил в таджиках национальное самосознание. Воссоздав в исторической памяти народа образ великого Рудаки, духовную мощь поэзии и мудрости Фирдоуси, и этим в целом возрождая истинные нравственные основы таджиков – наследников богатейшей духовной культуры…».
История не один раз доказывала, что когда человек достигает творческих вершин, то всегда находятся недоброжелатели и завистники, готовые замарать его доброе имя. Так случилось и с Бенсион Ариевичем. Нашлись люди, которые обвинили его в нецелевых расходах. И только благодаря вмешательству авторитетных лиц республики с него сняли обвинения. Несмотря на огромную популярность, Бенсион Ариевич был весьма скромным человеком. Фотограф «Таджикфильма» Заур Дахте вспоминает: «… В 1970 году праздновали 50-летие Б. Кимягарова. Во время хвалебных речей в свой адрес он низко наклонял голову…».
Амнун Кимьягаров (США)