“Мецора”

Глава Торы “Мецора” подробно рассказывает о различных видах проказы, которые могли поразить человека, его одежду и дом в наказание за грех злословия. Рамбам пишет, что это заболевание было сверхъестественным и служило “знаком и чудом в народе Израиля, чтобы предостеречь их от злословия”.Это наказание было многоэтапным. Сначала “изменялись стены дома, … если продолжал грешить, изменялись изделия из кожи в доме”. Следующим этапом была порча на одежде злословившего. Если и этого оказывалось недостаточно, проказа поражала само его тело, и он был “обречен на уединение, так что больше не вел нечестивых бесед”.

Эта последовательность несчастий должна была убедить человека, что все это не случайно, что Всевышний дает ему знаки, предостерегает, чтобы уберечь от греха. Тем не менее, тот, кто не хотел верить, мог искать естественное объяснение происходящему, ведь в конце концов чудо облекалось в природные рамки, оставляя упрямому возможность утверждать, что тут нет ничего сверхъестественного. Здесь проявляется различие между мировоззрением еврейским и общечеловеческим.

 Евреи называются “верующими, сынами верующих”. Согласно их взгляду на мир, не только сверхъестественная проказа является проявлением “десницы Б-жьей”, но и вообще все, что происходит в мире, даже самые обыденные вещи – все подчиняется Б-жественному Провидению. Общечеловеческий же взгляд на мир, предполагает, даже допуская существование Творца, поиск рационального объяснения всему. Даже очевидному чуду.

Вера еврея утверждает, что подобно тому, как проказа явно служила определенному назначению, точно так же любая вещь обладает заданным Свыше предназначением. Это относится и к тому, что кажется злом. Ведь от Творца не может исходить ничего плохого, а значит, и в неприятности также заложено добро. Подобно тому, как, согласно рассказу в Мидраше, часто язвы болезни «цараат» оказывались скрытым благословением. Так часто под разрушенным домом находили сокровища, замурованные эморейцами в его стены перед тем, как их изгнали с этой земли.

Глава Торы «Мецора» рассказывается о болезни «цараат» (особый вид проказы). Тора сравнивает эту болезнь со смертью и больной «цараат» обладает самой сильной степенью духовной  нечистоты. Признаки этой болезни проявляются на коже человека, на одежде и на стенах домов. По закону дом, имеющий их, должен быть разрушен, а еврей, страдающий ими должен жить «вне стана Израиля». После того, как больной «цараат» выздоравливает, коэн объявляет его «чистым». Другими словами, из болезни и нечистоты приходит богатство и чистота!

Причина этого заключается в том, что духовный источник «цараат» очень высок и чист. Когда такая чистота вносится в этот мир, из-за того, что мир слишком грязен, чтобы принять ее, она проявляется, как болезнь. Это происходит до тех пор, пока коэн не сможет исправить ее и объявить чистой. Поэтому можно обратить внимание на одну очень странную вещь: оба Святых Храма и даже Мошиах называются «мецора» (т.е. больным болезнью «цараат»). Потому что все они приносят в этот мир невероятную чистоту и духовное богатство, чистоту, которую миру трудно принять. Машиах, которого евреи ждут из поколения в поколение, величайший мудрец и пророк, назван в Талмуде прокаженным! Более того, это сказано не мимоходом, но названо в качестве важного факта (“имя ему – прокаженный”).

Этот странный текст, разумеется, не может быть с легкостью принят в его буквальном смысле, следует уяснить его внутренний мистический смысл. Но прежде надо понять, что цараат не похожа ни на одну болезнь, нам известную. Во-первых, внутренние органы не претерпевают никаких изменений и функционируют нормально. Во-вторых, даже кожа, которая, казалось бы, поражена болезнью, изменяется только внешне. Никаких болевых или иных неприятных ощущений – только пятна на коже. Итак, переходя к духовному, мистическому анализу этого феномена, отметим, что цараат проявляется исключительно внешне, не задевая внутренний мир человека.

Два тысячелетия нашего изгнания можно уподобить страшной болезни, которая охватила все тело – от мозга и сердца до кожи и ногтей. Единственным лекарством от этого недуга было изучение Торы и соблюдение заповедей. И лекарство это сломило и победило болезнь. Сегодня, накануне Избавления, тело почти исцелено. И, как это порой бывает после исцеления от долгой тяжелой болезни, остались лишь пятна на коже. Это уже почти косметический дефект, ведь даже болей они не вызывают. Это весьма напоминает описание цараат.

 Довести лечение до конца должно поколение Машиаха. Он несет на себе болезнь поколения, и, пока народ не вполне исцелен, Машиах подобен больному цараат. Его излечение зависит от нашего поколения. И прежде всего, от осознания нашего состояния. Ведь известно, что тот, кто не знает о своей болезни, не может излечиться. Нам же важно не просто осознать “состояние здоровья” нашего поколения, но и двойственность этого состояния. С одной стороны, есть место для оптимизма: уже побеждены страшные внутренние недуги, осталось лишь вернуть коже здоровый вид. С другой стороны, пока все тело покрыто причудливыми пятнами цараат, трудно считать больного вполне излечившимся.

Что же мы можем выучить из всего вышесказанного? Урок прост: помнить, что и трудности каждого из нас, и наши общие проблемы, — лишь подготовка к высокому и чистому благословению. И в один прекрасный день, очень скоро, мы увидим, что все лишения были, на самом деле, замаскированными благословениями. И точно так же, как Моше вывел нас из Египта, с великими чудесами Мошиах выведет нас из ужасного изгнания, в котором находимся сейчас мы, и тогда все превратится в богатство и чистоту! Это состояние лучше всего передается хасидским присловьем: Всё готово для праздничного парада, все уже в праздничных мундирах, осталось надраить до блеска пуговицы.   

Развод с небес

Это было в 2004 году. Все началось, когда еврей по имени Роберт попросил р. Биньямина Зильберштрума написать за него Ребе, попросить благословение на успех в делах. Раввин с радостью согласился, но был неприятно потрясен выпавшим в «Игрот Кодеш» (пятый том, стр. 342) коротким ответом: «Страшно, что такой-то еврей живет с нееврейкой… Постарайтесь как можно скорее встретиться с ним и сказать ему, что своим сожительством с нееврейкой он навлекает катастрофу и на себя, и на нееврейку, катастрофу физическую и духовную…»

Роберт, действительно, был женат на нееврейке. Рав Зильберштрум пришел в смятение. Как передать столь резкие слова человеку, который всего лишь просил благословение на хороший заработок и вовсе не собирался разрушать свою семью? Рав Йосеф-Ицхак Хавлин, раввин хабадской общины иерусалимского района Рамат Шломо, посоветовал ему обратиться с этим вопросом к р. Мордехаю Элияу. «Вы получили посланничество с небес! — с жаром произнес р. Элияу. — Вы просто обязаны встретиться с ним и передать ему эти слова. Попросите его встать, когда будете зачитывать послание».

Роберт радушно принял раввина в своем кабинете. Прежде всего он наложил тфиллин, затем остался стоять, чтобы выслушать послание от Ребе. Рав Зильберштрум зачитал его слово в слово… Когда он наконец осмелился поднять взгляд на Роберта, то нашел его бледным, потрясенным и испуганным. Тот сказал, что Ребе прав, что он и сам чувствует, что должен расстаться с нееврейкой и надеется, что когда-нибудь у него достанет душевных сил это сделать…Прошло время, и вот однажды Роберт позвонил и рассказал, как интересно Ребе устроил ему развод: жена-нееврейка сама подала на него в суд. Там она вытащила фотографию Ребе и заявила, что поскольку ее муж связался с этим человеком, то она больше не заинтересована жить с ним…                                                                                                        

Закон: В Талмуде («Сота» 39а) сказано, что с момента снятия чехла со Свитка Торы для его чтения, всем присутствующим запрещено разговаривать между собой из-за уважения, которое следует проявлять к чтению Торы. Нельзя даже обсуждать практические законы. Источник этого запрета находится в описании пророка Нехемии (8:5): «И открыл Эзра книгу на глазах у всего народа… а когда открыл он (ее), встал весь народ». Комментаторы объясняют, что в это время люди прекратили всю деятельность и стояли в полном молчании.

Вот несколько причин, по которым запрещено разговаривать во время чтения Торы: 1) Когда человек разговаривает во время чтения Торы, он позорит Имя Всевышнего. 2) Когда один человек читает Тору, а все молчат, то они соответственно слушают. Но если в это время кто-то ещё говорит, голос чтеца плохо слышен согласно правилу, что «два голоса не слышны». Поэтому говорящий или учащий вслух проявляет неуважение к Торе до такой степени, что об этом сказано в книге «Зоар», что об этом говорится: «И не слушали голоса Моего». Поэтому по закону человек, которого вызвали к Торе, повторяет за чтецом очень тихо, чтобы вокруг никто не слышал. 3) По каббале, во время чтения Торы происходит нечто подобное Дарованию Торы. Поэтому следует молча стоять, как у горы Синай. Ребе РАШАБ писал: что «когда человек, слушает чтение Торы по закону, он не только исполняет заповедь Всевышнего, но и привлекает милосердие Свыше для него самого и всей его семьи в материальным и духовном смысле».