На этой неделе, в городе Кирьят-Малахи, ушел из жизни один из ярких представителей движения Хабад раввин Мордехай Городецкий, да будет благословенна память праведника. Мы с ним, к моему сожалению, не так много общались. Но я помню его еще с юных лет, когда наша семья жила в Ташкенте.
Здесь, в Кирьят-Малахи раввин Городецкий был главой района, в котором обосновалась одна из крупнейших общин движения Хабад. В Кирьят-Малахи также проживает большая и уважаемая община бухарских евреев, у которых на протяжении десятилетий были особые связи с раввином Городецким и комиссией, которую он возглавлял. Ведь представители движения Хабад стали заселять Кирьят – Малахи в начале 70-х годов по прямому указанию. В свете этого указания туда и перебрался рав Мордехай Городецкий. И в тот момент, когда мы переехали в Израиль, выбирая квартиры, которые для новых репатриантов распределялись агенством Сохнут, мой отец остановил свой выбор на Кирьят-Малахи именно потому, что там жил рав Мордехай Городецкий.
Отец рава Мордехая – рав Симха Городецкий, знаменитый посланник Ребе Раяца, с 1923-го года бесстрашно работавший над поддержанием еврейской жизни в СССР. С 1926 года он жил в Самарканде и обучал Торе детей бухарских евреев.
В 1963 году рав Симха Городецкий, в числе немногих, получил уникальную возможность выехать из СССР в Израиль. Он поселился в Кфар-Хабаде и был назначен секретарем правления поселка. В 70-х годах он основал в Кфар-Хабаде знаменитую йешиву для бухарских евреев. Хасид, рав Симха Городецкий скончался 30 Тишрея 5744 (7 октября 1983 года).
Только великая вера во Вс-вышнего и великая преданность, которую рав Симха Городецкий испытывал к Ребе, помогла ему преодолеть многие тяжелые испытания, выпавшие на его долю в то время. Он сидел в тюрьмах, где подвергался пыткам, он был сослан на долгие годы в Сибирь. Какое-то время в заключении рав Симха провел вместе с моим дедом равом Звулуном Левиевым, да будет благословенна его память, которого также наказали за его религиозные убеждения.
Когда я пишу эти строки, то думаю о тех евреях, которые были готовы рисковать собой, своим здоровьем и жизнью своей семьи, чтобы позаботиться, например, о еврейской общине, с языком, обычаями и традициями которой они были практически не знакомы. Те великие люди легко отказывались от своего личного комфорта в пользу служения еврейскому народу.
А теперь подумайте, многие ли из современных людей, привыкшие к благам развитого общества, готовы по собственной воле, отказаться от двух метров своего личного двора, от горячей воды в душе каждый день или от свежего вкусного хлеба? Так вот, рав Симха решительно отказался от перечисленного выше и других благ и не испугался тюрьмы. И все это он совершил во имя ранее не знакомой ему общины бухарских евреев, желая, чтобы эта община не утеряла веру, традиции и обычаи еврейского народа.
Рав Симха Городецкий, в подполье, в невероятно тяжелых условиях сумел организовать уроки изучения Торы для сотен детей бухарских евреев, которые жили в Самарканде. Фактически, подавляющее большинство бухарских евреев, репатриировавшихся в Израиль в 70-х годах прошлого века, сумевшие сохранить веру при власти коммунистов, обязаны своей духовностью раву Симхе Городецкому и его ученикам.
*
Я хотел бы вспомнить эпизод, с которого началась великая миссия рава Симхи в общине бухарских евреев. За этой миссией, как сегодня известно, пристально наблюдал Ребе Раяц.
Так было принято в движении Хабад, что, когда посланники уезжали в «шлихут», они встречались с Ребе, чтобы получить от него последние наставления. Была такая встреча с Ребе и у рава Симхи Городецкого. На этой встрече Ребе напомнил раву Симхе о заповеди «Любви к народу Израиля». Ребе, в частности, сказал ему: «Любовь к народу Израиля» — это когда ты встречаешь еврея, которого ты никогда не видел раньше, этот еврей болен, грязен, беден. Но, несмотря ни на что, ты подходишь к нему, искренне обнимаешь и целуешь его. Это и есть подлинная “Любовь к народу Израиля»!
И вот что интересно. Когда рав Симха приехал в Самарканд, он сразу пошел в бэйт кнессет. И как только он вошел в помещение, то сразу же встретил еврея, который соответствовал точному описанию от Ребе … Рав Симха подошел к этому еврею, обнял и поцеловал его.
Бухарские евреи, внимательно наблюдавшие за действиями рава Симхи, были впечатлены увиденным. Этот эпизод, о котором вскоре узнали все бухарские евреи Самарканда, распахнул сердца членов местной общины перед приезжим раввином.
Таким образом, наставление Ребе помогло его посланцу найти нужный контакт с его будущими учениками, определив духовное развитие нашей общины на несколько поколений вперед.
*
И, все-таки, с равом Мордехаем Городецким мне удалось поговорить и поделиться воспоминаниями о былых годах. Произошла эта беседа в моем кабинете в Израиле несколько лет назад, в тот день, когда в свет вышла книга, которая была посвящена отношению Любавических Ребе к бухарских евреям. И рав Мордехай Городецкий, сын посланника Ребе, который много лет проработал в Узбекистане, безусловно, был уважаемым гостем на этой встрече.
Так, в моем кабинете, мы символически замкнули исторический круг.