Бехукотай

В главе «Бехукотай» перечисляются отрицательные вещи, которые падут на наши головы, если мы не будем слушаться Всевышнего. В хасидизме объясняется, что в основе всех этих проклятий и угроз лежит более глубокий позитивный смысл. На хасидском языке: это скрытые благословения. Чтобы проиллюстрировать эту концепцию, давайте попытаемся расшифровать скрытое положительное значение в одном из «проклятий»… Сказано в нашей главе (26:25): «И наведу на вас меч, творящий месть за завет, и укроетесь вы в города ваши…». Слово меч имеет еще одно значение – это относится к молитве.

В главе «Вайехи» (28:22) праотец Яаков говорит о городе, который он захватил мечом и луком. В книге «Зоар» эти два слова переводятся как « моими молитвами и просьбами». «Меч» — это средство, которым мы отсекаем наши материальные побуждения. Это достигается двумя разными способами. Первый — противостоять нашему стремлению ко злу; относиться к нему как к опасному для жизни врагу. Мы ведем эту борьбу на протяжении всего дня. Однако во время наших молитв мы используем мирный меч, упомянутый в нашей главе (26:6): «И дам мир на земле… и меч не пройдет по земле вашей».

Б-г обещает вознаградить нас за то, что мы следуем Его воле: «Ни один меч никогда не пересечет вашу землю». РАШИ объясняет, что даже мирный меч, то есть дружеская армия, не пройдет через вашу территорию. Ребе РАЯЦ (6-й Любавичский Ребе) объясняет, что в духовном плане мирный меч — это меч молитвы, меч света. Более конкретно, это относится к начальным отрывкам из молитвы — псалмам песнопения и восхваления Всевышнего (псукей дезимра). На иврите слово «песнопение» (зимра) созвучно со словом «подрезать». Размышляя о величии и доброте Б-га в этих молитвах, мы излучаем свет, который подрезает негативные ветви, мешающие нашей духовной жизни и росту. Однако этот метод борьбы с нашей отрицательной стороной во время молитвы не требует реальной борьбы. Вместо этого, когда мы поем хвалу Всевышнему, мы отсекаем нежелательное, генерируя больше духовного света.

«И наведу на вас меч» – Б-г обещает нам, что Он даст нам силу избавить себя от несовершенств нашей животной природы силой молитвы, «мечом мира». Слова «И наведу на вас меч» подразумевают, что даже когда мы чувствуем себя духовно парализованными и не можем найти свой собственный «меч», то есть нашу собственную способность петь хвалу Б-гу и тем самым срезать нежелательные ветви, Б-г принесет его нам. «И укроетесь вы в города ваши» – В чем духовный смысл города? В каббале объясняется, что буква — это кирпич, а слово — это дом.

Таким образом, молитва или раздел Торы — это виртуальный город. Когда Б-г даёт нам этот «меч мира и света», мы можем искать убежища в наших городах, а именно в наших молитвах и изучении Торы. Это соответствует интерпретации Баал-Шем-Това слов, сказанных Всевышним Ноаху: «Войдите в ковчег». Еврейское слово «ковчег» (тева), также означает «слово». Чтобы избежать угрожающих вод внешнего, враждебного мира, нужно «войти» в слова молитвы и Торы. Также и здесь Тора намекает, что даже когда мы не входим в «город», то есть не молимся и не изучаем Тору, Б-г обещает нам, что Он это сделает. Он даст нам возможность войти в наши духовные города, которые будут эффективно уничтожать силы, которые стремятся разрушить наши узы и завет с Б-гом… Проклятия в их буквальном смысле символизируют изгнание, которое усилилось в условиях пандемии коронавируса. Это заставило человечество собраться в своих городах. Однако сегодня, когда мы стоим на пороге раскрытия Мошиаха, мы должны перевести это проклятие изгнания в благословение Освобождения, которое сделает нас здоровыми!  

Сказано в нашей главе: если по законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, Я дам ваши дожди вовремя, и даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои. Дожди – гешем, означает также все материальное, в чем нуждается человек.

Мы выполняем заповеди, потому что нам так повелевает Всевышний, независимо от того, имеют они для нас смысл или нет. Тем не менее, заповеди делятся на отдельные категории, понятные в разной степени, которые говорят нам, как выполнять их с надлежащим намерением. Правопорядки («мишпатим») — это законы, имеющие логическую основу. Если бы Тора не была дана, говорят нам мудрецы, мы бы сами пришли к этим общественным правилам. Наше намерение в их исполнении заключается в понимании их обоснования. (не убей, не укради). Свидетельства («эдут») — это заповеди, которые отмечают определенные вехи в сотворении мира и нашем формировании как еврейского народа. Их исполнение тоже понятно, хотя и не основано на чистом разуме. Когда мы отмечаем эти события, наше намерение также включает в себя человеческую логику (маца, сукка).  Указы («хуким») — законы, не поддающиеся логике. Мы выполняем их исключительно потому, что «мой Отец Небесный предписал мне это», и ни по какой другой причине, кроме наших отношений с Всевышним. (не есть свинину, не смешивать молочное с мясным).

Объединяющим фактором для всех заповедей является то, что общее намерение, когда мы их выполняем, должно основываться в первую очередь на нашей связи с Творцом, так что, даже если правопорядки или какая-либо их деталь будет для нас непонятна, мы исполним их точно так же. РАМБАМ утверждает, что даже у указов есть причины, только они выше нашего понимания. Он также рекомендует попытаться обосновать выполнение этих заповедей, но мы должны понимать, что эта интерпретация основана на человеческом рассуждении и никоим образом не связана с непостижимым Знанием Всевышнего. Кроме того, мы соблюдаем эти заповеди независимо от того, успешно ли мы их понимаем или нет.

В наших книгах упоминается и об обратном: хотя правопорядки кажутся логичными, истинные причины заповедей нам не раскрываются — наше понимание значения любого типа заповеди ограничено. Все заповеди, включая правопорядки, также влекут за собой множество деталей, которые вообще не относятся к сфере разума. Таким образом, наше выполнение какой-либо заповеди не зависит от нашего понимания ее или каких-либо ее деталей. Как нам говорят о деталях соблюдения заповеди: они совершаются исключительно чтобы очистить нас смертных.                                                                                                   

Рассазывает Рав Элияу Габай — посланник Ребе в израильских кибуцах и одновременно работник государственной системы гиюров. С ним произошло нечто необычное, он удостоился визита одной из приближенных к английской королеве особ. А если учесть, что Британская корона официально пока еще правит и Австралией, и Канадой, и прочими странами Британского содружества, то действительно интересно было бы понять, откуда «ноги растут» у этого визита.

— В рамках моей профессиональной деятельности я занимаюсь разъяснениями по поводу гиюра и сопровождением потенциальных геров, проходящих процесс перехода в еврейство. Недавно получаю телефонный звонок. Говорят из Англии. Беседа происходит на английском языке, у собеседницы необычно высокопарный стиль, как будто она придворная дама. Договариваемся по ее просьбе встретиться, и в назначенный день она приезжает в наш офис. Но как она приезжает! Таких машин не видывали в Израиле даже в правительственном кортеже. Выходит сияющая убранством леди. Обращение поистине царственное. Я начал вспоминать историю английских монархов. Вдруг заговорят со мной на эту тему!

Но нет, до обсуждения династии Виндзоров не дошло. Дама представилась… толковательницей снов и медиумом, в каковом качестве она и состоит, по ее словам, в близких отношениях со всем королевским двором Елизаветы II. Дело, вкратце, такое: для того, чтобы предсказания и толкования сбывались, надо притягивать влияния из высших астральных сфер. Туда пройти нелегко, нужен проводник. Некто, кто помогал этой леди получать правильную информацию и успешно толковать сны монархических особ, стал для нее важным и дорогим сопроводителем в ее астральных посещениях небесных сфер. Она полагала, что это некий ангел, который сообщает ей информацию. Но выглядел он как……Она испытывала затруднение, пытаясь описать, как он выглядел. И вдруг взгляд ее упал на стену за моей спиной и она забыла об этикете, вскричав: «Вот он! Этот человек с белой бородой: он и есть мой небесный наставник!» — и она указала на портрет любавичского Ребе на стене. Успокоившись, она продолжала.

Ее наставник — а как читатели уже, наверняка поняли, это был не кто иной, как Любавичский Ребе, — указал ей (именно указал, а не намекнул или посоветовал) пройти еврейскую церемонию посвящения — гиюр. Он сказал (они общались телепатически), что в этом случае будет ей благо и в земном мире, и в мире Грядущем. Он направил ее именно в Землю Израиля. Она собрала информацию, кто и где занимается этой темой, и вышла на нашу организацию и на мой отдел. Я направил ее к лицам, которые дали ей план обучения, список требований, и теперь одной ученицей в ульпане гиюра станет больше…

Надо полагать, послаблений она не получит. Правила гиюра для всех одни и те же. Даже для приближенных к королеве Англии. А что касается древней истории — династия Виндзор наконец-то поймет, почему все короли Англии, начиная с Джеймса (Якова), делали обрезание и что их могло связывать с традициями Израиля. Англия неоднократно изгоняла еврейскую общину и затем принимала обратно. Известно о дружбе Ричарда Львиное Сердце с еврейским мудрецом р. Шимшоном, составителем книги СМАГ. Лондон вообще-то был построен римлянами, а, в свою очередь, римляне — наследники греческой культуры. И как тут не вспомнить Александра Македонского, которому являлся перед решающими битвами облик некоего старца — первосвященника Шимона! И, когда образ приходил к полководцу, он побеждал. В противном случае он даже не рисковал начать сражение. Поэтому Александр не только не разрушил Храм, но и выразил восхищение при встрече со своим небесным покровителем в человеческом облике.

Любавичский Ребе стал для придворной дамы королевства таким же наставником, каким был первосвященник Шимон для Александра Македонского. Будем же следить за развитием событий! В конце концов, именно в Британском музее хранятся сокровища еврейской мудрости, утварь Храма, рукописи и даже… наперсник первосвященника с 12 камнями.