Ради народа Своего

«Когда Б-г вышел из Питанских болот, ноги у него были в грязи». Это цитата, пожалуй, из самого известного романа Стругацких – «Трудно быть Б-гом», которым мы зачитывались в молодости. Хотя тогда я был еще весьма далек от всего религиозного и еврейского, однако до меня все же дошел смысл этой эффектной метафоры: с одной стороны, нечто возвышенное и святое – Г-подь Б-г (чтобы это ни значило), а с другой – «грязь на ногах».

Но оказывается, похожий образ можно встретить и в еврейской традиции. Например, в одном месте в Торе, где излагаются законы священнослужителей в Храме, сказано, что им запрещено «оскверняться» – т. е. вступать в контакт с любым источником ритуальной нечистоты (тума), и прежде всего, с мертвым телом (тумат ѓамет), как сказано (Ваикра, 21:1): «И сказал Г-сподь Моше: “Объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им так: «Путь никто из вас не осквернится прикосновением к умершим из народа своего». В связи с этим, некоторые комментаторы задаются вопросом: «Если сам Творец тоже имеет «статус» священнослужителя (пусть и символически), как же, в таком случае, Г-сподь Б-г мог участвовать в похоронах Моше, как сказано (Дварим, 34:6): «И похоронил Моше в долине, в земле Моавитянской…»,* если Он – «священник»?

Ведь священник должен избегать всякой нечистоты и скверны, в частности – участвовать в похоронах, и даже просто заходить на территорию кладбища. На это дается ответ: «Ради своих близких родственников священник имеет право, и даже обязанность, как сказано (Ваикра, 21:2-3): «Только ради близких родственников своих: ради матери своей и ради отца своего, ради сына своего, и ради дочери своей, и брата своего. И ради сестры своей, девицы, близкой к нему, которая не была замужем – ради них может оскверниться». А поскольку мы все Его дети – ради Cвоего народа Всевышний готов «оскверниться».

На это намекает и пророк Ишайя, когда задает риторический вопрос (Ишайя, 63:1): «Кто этот, приходящий из Эдома, в окровавленных одеждах из Боцры»? Далее выясняется, что речь идет о событиях, подобных тем, которые происходят сегодня в мире, когда Всевышний карает народы – «давит их в гневе Своем» и «попирает их в ярости Своей», и одежды его вовсе не в виноградном соке, а в крови грешников. Потому, что скоро наступит «год Избавления», как сказано (63:4): «Ибо день мщения в сердце Моем, и год Мой избавления пришел».