Вот и прошел праздник Лаг ба-омер, который бухарские евреи, как и весь еврейский народ отметили зажиганием костров. Прекрасный праздник, которого сопровождают трагедии, как в далеком прошлом, так и в наши дни…
Этот праздник особенно близок нашей общине. Ведь его традиция, восходит ко временам существования Иерусалимского Храма. Слово «омер» на иврите означает сноп, а еще омер — это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для одного человека на день.
На второй день Песаха полагалось приносить дар в Храм, а именно — сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. На следующее утро возносили Вс-вышнему молитву об урожае. Начинали отсчет «дней Омера». Всего 49 дней, от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта — до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число.
На пятидесятый день в Храм приносили второй омер — сноп пшеницы нового урожая. Согласно Торе, время между первым омером и вторым сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называется периодом трепета и надежды, так как в эти семь недель решается судьба всего года — быть ему урожайным или нет. И лишь на тридцать третий день отсчета омера, в Лаг ба-омер, снимаются многие ограничения, устраивается как бы «перерыв» в тревогах семи недель.
Лаг ба-омер окружен многими преданиями. Одно из них — эта легенда об учениках рабби Акивы, которые во времена императора Адриана под страхом смерти продолжали изучать Тору. Собираясь на свои тайные встречи, они нередко одевались как охотники, брали с собой луки и стрелы, чтобы обмануть бдительность римских стражей.
В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что все они, кроме пяти, умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Мор длился тридцать три дня. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Принято считать, что именно в Лаг ба-омер прекратился мор, и поэтому на этот день траурные обычаи повсеместно отменяются.
Существует еще одно объяснение традиции праздновать Лаг ба-омер. Одним из лучших учеников рабби Акивы был рабби Шимон бар Йохай (Рашби). Он входил в число пяти учеников, переживших эпидемию, и также принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Считается, что Рашби умер в Лаг ба-омер. В память о нем сложилась традиция посещать в день Лаг ба-омера его могилу (похоронен на горе Мирон близ города Цфат). Во время его кончины над телом вознесся видимый столб огня, и поэтому появился обычай во время праздника Лаг ба-омер жечь костры. В Израиле в этот вечер разжигают десятки тысяч костров.
В нынешнем году этот праздник был особенным для детей из нашей общины. Мы представляем вашему вниманию фоторепортаж из многих городов Израиля и США, где компактно проживают бухарские евреи. И главные герои этих фотографий – наши дети. Все наши дети провели празднества под девизами «Я люблю каждого еврея», «И возлюби ближнего своего, как самого себя», «Вместе все дети Израиля».
Этот праздник принес незабываемые ощущения и опыт для тысяч мальчиков и девочек из нашей общины. И пусть никому не кажется, что торжественные процессия на Лаг ба-Омер устарели и что сегодня, если вы настаиваете на сохранении традиций, лучше делать шествия в Facebook и Twitter. Спросите, детей, участвовавших в этом празднике об их ощущениях, и вы согласитесь, что Любавический Ребе был прав, когда придавал важное значение этому ежегодному еврейскому параду.
И еще одна деталь, которую нельзя не вспомнить. Теперь праздник Ла ба омер будет навсегда связан с трагическими событиями на горе Мирон, которая произошла в прошлом году. Тогда погибло 45 евреев, да будет благословенна их память. Среди погибших был и представитель нашей общины Йосеф Мастуров.
Лаг ба омер: прекрасный праздник, которого сопровождают трагедии, как в далеком прошлом, так и в наши дни… Но жизнь продолжается. Потому давайте верить в лучшее сделать все от нас зависящее, чтобы следующий Лаг ба омер прошел в нашей общине еще ярче и веселее. Это главный урок прошедшего праздника!
Леонид Елизаров