Глава Шлах

                                                          

Глава начинается с рассказа о том, как Моше Рабейну, по собственной инициативе, посылает 12 разведчиков, а они люди не простые, а главы колен, разведать страну, которую Всевышний обещал дать еврейскому народу. Представим себе такую ситуацию: крупный бизнесмен отправляет посланника в какую-то страну, чтобы проверить там возможность открытия филиала их фирмы.

Посланник едет, все проверяет, а вернувшись назад докладывает начальству, что, по его мнению, открытие филиала в данной стране не рентабельно. Какие ответные действия нашего бизнесмена? Он наказывает (увольняет) своего посланника за невыполненную работу. Я тебя просил предоставить отчет о каких то определенных критериях и условиях рынка, а решения принимаю я, хозяин фирмы, а не ты.

Изучая нашу недельную главу «Шлах» («Отправь»), мы сталкиваемся с похожей ситуацией: Моше отправляет посланников, чтобы они всё разузнали и сообщили еврейскому к народу информацию о положении в Эрец Исраэль. Разведчики вернулись с задания, принеся плохие известия: по их мнению захват Земли невозможен т.к. народы живущие там очень велики и сильны. И за эту информацию разведчики были наказаны и Тора называет этот поступок как «Выносящие плохой имидж Земле Израиля».

 Как же так? Ведь разведчики всего на всего только выполнили порученное им задание! Им было поручено разведать: «Что за земля? Что за население? Сильное ли? Города обычные или города — крепости?» И разведчики с точностью выполнили свою миссию. Разве разведчики виноваты в том что в Израиле жили великаны и были города — крепости? Неужели разведчики должны были не обращать внимание на подобные факты и передать народу Израиля лживую информацию?!

Грехом разведчиков является то, что они не ограничились просто передачей информации о положении в Эрец Исраэль, а добавили к этому своё мнение по поводу шансов на успех операции по захвату Земли Израиля. Задачей разведчиков являлось только лишь разузнать всё и передать эти сведения куда надо. А народ бы уже решал как использовать эту информацию для более удобного захвата земли. Но как упоминалось выше, разведчики не ограничились лишь передачей информации и из-за этого было внесено смятение в стан Израиля и была поколеблена вера народа во Всевышнего!

Именно эти слова: «Мы не сможем победить народы — великаны т.к. они сильнее нас» и являются основным грехом разведчиков! Их грех в том, что вера во Всевышнего, который приказал завоевать Эрец Исраэль, была у них недостаточно сильна. Когда Всевышний отдаёт указание исполнить что-либо, человек должен знать и верить, что у него достаточно сил для того, чтобы выполнить волю Творца. Еврей должен быть уверен в том, что если Всевышний просит нас выполнить что-либо, то вместе с просьбой о выполнении мы получаем также и силу для исполнения указания. И поэтому всё, что Всевышний от нас требует это нам по силам!

Даже обычный человек, который умеет правильно мыслить, никогда не попросит кого-либо сделать что-либо невозможное. Каждый специалист, изготовляющий какое-либо орудие труда, прилагает все усилия для того, чтобы это орудие служило своему предназначению, а не сломалось бы после использования. И если человек так себя ведёт по отношению к людям и предметам, то что говорит о самом Всевышнем, который заповедует нам, своим созданиям, исполнять Его заповеди! Нет сомнений в том, что всё, что Он просит нас выполнить, мы в состоянии сделать. Если бы исполнение чего-либо было бы невозможным, Он никогда бы не стал требовать от нас этого выполнения! Но, вместе с тем, веря в то что у нас есть эти силы, никогда нельзя надеяться на чудо, исполняя волю Всевышнего. Более того, заповеди должны исполняться естественно, без чудес.

Таково желание Всевышнего — не надеяться на чудо! Поэтому, исполняя заповедь, необходимо найти самый естественный и самый лёгкий путь для исполнения той или иной заповеди. Поэтому Моше и отправил разведчиков, чтобы они только лишь принесли нужные сведения, необходимые для более удобного захвата Земли Израиля. И грехом разведчиков являлось то, что они приняли увиденное ими и сделанные на основании этого логические выводы о невозможности захвата за единственную правду, забыв, что за указанием о захвате Эрец Исраэль стоит сам Всевышний!