Без малого четыре года назад, 6 сентября в узбекском городе Шахрисабз стартовал первый Международный форум искусства макома. На огромной сцене под нежно-голубым азиатским небом за призы фестиваля боролись представители более 60 стран.
Те дни запомнились мне оглушительными аплодисментами после яркого выступления моего коллеги, музыковеда Рафаэля Некталова на научно-практическая конференции «Искусство макома и его роль в мировой цивилизации». Совершенно сумасшедшим был вечер в гостинице, когда в дружеской компании нам пела на хорошем узбекском языке японка дутаристка Машу Камасаки, которая специально приехала в Узбекистан, чтобы познакомиться с искусством макома. А затем, когда к Рафаэлю из Ходжента специально приехали его друзья-макомисты Сайдулла и Содырхон Убайдуллаевы тот вечер плавно перерос в концерт, где выступающих было больше, чем зрителей. Я, понятно, был в числе зрителей, который сидел буквально на расстоянии вытянутой руки от ярких самобытных исполнителей.
И еще один яркий момент, который, безусловно останется в моей памяти на всю жизнь. В дни работы фестиваля в Шахрисабзе был открыт уникальный музей, посвященный искусству макомата. В нем представлены уникальные фотографии, древние артефакты, музыкальные инструменты, нотные записи, грамафоны, которые рассказывают о богатом музыкальном наследии. Вместе с нами на открытии был один из самых ярких современных мастеров шашмакома, глубоко чтимый в Узбекистане народный артист Республики Эзро Малаков.
И вот представьте следующую картину. Я вслед за Эзро-ака захожу в музей и стараюсь держаться к нему поближе, чтобы услышать его комментарии по поводу выставленных здесь экспонатов. Мы идем по музею и вдруг я вижу, что на моего спутника смотрит его статуя. Я смотрю на Эзро Малаковым, который, не выражая особенных эмоций, оглядывает свою копию хозяйским взглядом и спокойно идет дальше. Сцена для возможного фильма, правда?
А все дело в том, что правительство Узбекистана приняло решение установить статую выдающегося артиста на его родине в Шахрисабзе, а конкретно – в Музее макома.
На стендах стихи и пластинки известных шахрисабзцев: Амнуна Давидова, Эзро Малакова, Рошеля Рубинова, Риты Юсуповой, Марины Малаковой, а также вырезки из газет “Менора” и “The Bukharian Times”.
В 1992 году научная экспедиция Еврейского университета (Иерусалим) совместно с Санкт-Петербургским Еврейским Университетом провели комплексное исследование бухарско-еврейской общины города, и задокументировали все, что можно было застать. Через два года в городе уже не осталось ни одного еврея, а позже, при реконструкции исторической части города снесли синагогу и еврейский квартал.
Не только у выходцев из Шахрисабза, у всех бухарских евреев этот город занимает особое место в сердце. К этому можно только добавить, что жители Шахрисабза также относятся с большим уважением к своим бывшим землякам, ко всем бухарским евреям. И пусть это взаимное уважение сохранится на века, а Всемирный Конгресс бухарских евреев еще много и много лет будет организовывать вечера, посвященные выходцам из этого прекрасного города.
Леонид Елизаров
На снимках: президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев вручает Эзро Малакову диплом о присуждении ему звания «Народный артист Узбекистана»; статуя Эзро Малакова в Музее макома; Леонид Елизаров в окружении воинов эмира Тимура.