На рубеже эпох

Cмена народного лидера описывается в конце Торы, когда закончились сорок лет скитаний по пустыне и одновременно подошла к концу первая эпоха в истории еврейского народа, связанная с лидерством Моше, который вывел народ из египетского рабства и получил для них Тору на горе Синай, как сказано : «И пошел Моше, и говорил слова эти всему Израилю. И сказал им: “Сто двадцать лет мне теперь, не могу больше выходить и входить, и Г-сподь сказал мне: Ты не перейдешь сей Иордан”».

Теперь на смену великому вождю и учителю – Моше-рабейну, приходит новый лидер – его ученик и преемник Йеѓошуа бин Нун, которому, по прямому указанию Творца, предстояло овладеть этой землей и поделить ее между коленами. Такое напутствие дает своему преемнику Моше в самом конце своей жизни: «И призвал Моше Йеѓошуа, и сказал ему пред глазами всего Израиля: “Крепись и мужайся, ибо ты войдешь с этим народом в землю, которую Г-сподь клялся отцам их дать им…”.

Здесь выражение “ибо ты войдешь с этим народом в землю” означает, что Йеѓошуа должен следовать указаниям совета старейшин (зкеним), как представителей народа – аналога будущего законодательного органа Санѓедрина, который соответствовал современному парламенту или нашему Кнесету. Таким образом, Моше предлагал Йеѓошуа установить вполне “демократическую” форму правления. Но когда Г-сподь обратился к Йеѓошуа, Он высказал ту же мысль иначе, как сказано: «И заповедал Он Йеѓошуа, сыну Нуна, и сказал: “Крепись и мужайся, ибо ты введешь сынов Израиля в землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобою”» . Казалось бы, разница невелика – в отличие от Моше, здесь сказано: “ты введешь сынов Израиля в землю”. Однако комментаторы поясняют, что речь идет о том, что Йеѓошуа (причем по указанию свыше!) фактически становится единоличным правителем, который вовсе не должен прислушиваться к советам старейшин. Более того, если они будут противиться, он имеет полное право принудить их силой следовать его воле (досл. “дать им по башке”). Таким образом, Всевышний назначает Йеѓошуа… авторитарным правителем!

Однако, поскольку в Торе упомянуты оба варианта, это может означать, что в принципе каждый из них приемлем и не противоречит традиции. Но все-таки, как быть нам: на чем остановить свой выбор и к какой форме правления следует стремиться?

Комментаторы, в связи с этим подчеркивают, что во главе нации может стоять только один лидер (дабар). Обычно это утверждение понимают буквально, в духе другого схожего принципа: не могут два царя владеть одной короной. Однако Ребе толкует это иначе: новый лидер (или прежний, но в новом качестве) не обязан продолжать политику прежнего, даже если является его преемником. В данном случае на то есть объективные причины: с уходом Моше не просто сменился национальный лидер – произошла смена эпох. Закончились сорок лет скитаний по пустыне, и народ Израиля стоит перед новыми вызовами: необходимостью завевать и овладеть Ханааном, а потом на месте, где раньше жили языческие народы, создать Израильское государство. Для этой новой исторической миссии (шлихут) нужен новый лидер (Йеѓошуа бин Нун) и новый стиль правления.

Всевышний неслучайно объявил Йеѓошуа “авторитарным” правителем, наделив его, по сути, неограниченными полномочиями. Перед преемником Моше стояла непростая историческая задача, требующая единоличной власти и абсолютного подчинения: отвоевать Ханаанскую землю у семи народов и заложить основы будущего еврейского государства. И в этом случае “демократический” способ правления просто не соответствовал масштабу вызова и сложности задачи, которую поставил перед ним Творец.

Демократический путь развития если и подходит, то лишь на коротком историческом этапе, когда в стране наступает политическая стабильность, а в обществе имеет место гражданское согласие и экономическое процветание. Но сегодня мы переживаем переломный момент всей истории, эпоху великих потрясений, когда “покой нам только снится”.

Нас ожидают глубокие преобразования во всех структурах общества, которые должны привести к возникновению принципиально нового общества – общества будущего или “грядущий мир” (олам ѓаба).

И если Моше называется “первым Избавителем” (гоэль ришон), то сегодня мы ожидаем “последнего Избавителя” (гоэль ахарон) – нашего праведного Машиаха, царя-помазанника из рода Давида, который объединит в своем лице высшую административную и духовную власть, как великий царь и учитель. Чтобы провозгласить: “Да здравствует Царь (йехи ѓамелех)”, и он поведет нас в Святую землю, с высоко поднятой головой!