Ревнитель Пинхас, главный герой нашей главы Торы, является внуком первосвященника Аарона. А Аарон назван человеком милосердным, любящим мир. Пинхаса мы встречаем впервые именно тогда, когда он берет копье и выполняет грозную функцию ревнителя в ситуации, когда народ, включая Моше и старейшин, что называется «безмолвствует».
По личной инициативе, без суда и следствия, он убивает Зимри сына Салу и его подружку Козби дочь Цура твердой рукой. И за это он еще и получает поощрение от Всевышнего, который заключает с ним союз. Любой непредвзятый человек удивился бы такому обороту. С каких это пор убийство ведет к миру и милосердию? Как это возможно? А изучив биографию Пинхаса — мы удивимся еще больше. Он, оказывается, плавно «перетекает» в образ пророка Элияу, поднимаясь над категориями времени и места, обретая бессмертие. «Я возревновал ревностью Г-спода», — говорит Элияу о себе. Он неумолим, когда требует от евреев отмстить жрецам Баала. Он бескомпромиссно действует и как Пинхас, и как Элияу. …И, с другой стороны, он будет тем самым глашатаем Освобождения, который в конце времен провозгласит приход Мошиаха!
Написано у пророка: «Вот, Я посылаю вам пророка Элияу». РАМБАМ говорит об этом: «Элияу придет в конце времен не чтобы разделять или воссоединять, а дабы установить мир». Мишна упоминает об его функции примирения сердец. Что тут происходит, смешались в кучу милость, строгость, убийство, мир, бескомпромиссность… как это все понимать? Аарон был олицетворением мирного подхода, он разрешал противоречия и споры, помогал супругам прийти к согласию, и все любили его за это. Откуда появились в личности его прямого потомка, внука, такие агрессивные черты? Ответ здесь такой: Пинхас не был агрессивен по природе. Его натура имела отношение к добродетели Аарона.
Только в случаях, когда требовалось возревновать за Г-спода, он был вынужден действовать резко и непримиримо. А иногда бывает и наоборот: показывают любовь к миру, поют песни о миролюбии, на деле же сталкивают всех в пропасть! Ему было свойственно заниматься изучением Торы в шатре, а не размахивать оружием. Но здесь он увидел, что все ответственные лица парализованы наглостью Зимри и Козби и находятся в растерянности. Это был кризис власти. Мор уносит жизни евреев. Г-сподь гневается. И никто не может остановить безобразие, происходящее в шатре зимри и идолопоклонницы!
Пинхас сделал вывод, что нужно оставить стезю миролюбия и перейти к военным методам. Хирург тоже должен так действовать, чтобы спасти больного. Милосердие хирурга — в его ноже. Так что Пинхас действовал как настоящий внук Аарона, он спасал. Он примирял Б-га с Его народом. Такие действия не являются официально-разрешенными. Они имеют характер спонтанного вмешательства в судьбы людей, и нет тут единого рецепта на все случаи, на все ситуации. Но Пинхас получает награду, становится помазанником Б-жьим, священнослужителем и глашатаем Освобождения. Это — его вознаграждение также и в грядущем.
Мошиах также будет сочетать в себе эти разные стороны личности. Он и гражданское лицо, и военный, и судья, и монарх. Ему положено вести войны Давида и возглавлять Санедрин. Он восстановит Дом Давидов и Храм. Он должен заниматься Торой на уровне ученого мудреца высшего калибра. Распространение знаний должно проводиться им с величайшим совершенством, чтобы проникнуть во все сердца. Только Моше и Йеошуа до сих пор отвечали в полной мере этим критериям. Они брали на себя полную ответственность и за аспекты Торы и закона, и за воинские победы и материальные потребности народа. Это как если бы сейчас мы имели личность, сочетающую в себе роль главнокомандующего армии и функцию главного раввина Израиля. Плюс министр внешних и внутренних дел и финансов заодно. Вся власть сосредоточена в одних руках. Абсолютизм с человеческим лицом, с лицом праведника. Именно Мошиах будет сочетать монархическую мощь Моше и преподавательские таланты Йеошуа, будет способен утвердить власть Торы на Земле. Это будет совершенная модель, образец правильного управления.