Три недели траура

В течение восьмисот тридцати лет над Иерусалимом высилось величественное строение, служившее точкой соприкосновения земли и неба. Настолько важным было это строение во взаимоотношениях человека с Б-гом, что соблюдение двух третей всех заповедей Торы зависит от существования Храма. Его разрушение является величайшей трагедией в истории нашего народа, а его восстановление ознаменует приход Избавления в мире, созданном Творцом, и гармонии между Ним и Его творением.

Три недели в году, в период “между теснин” – между постами 17 тамуза и 9 ава – мы справляем траур по разрушенному Храму и по изгнанию – физическому и духовному – в котором мы до сих пор находимся.

В разные эпохи 17 тамуза произошло пять бедствий: были разбиты скрижали, полученные Моше на горе Синай; прекратились ежедневные жертвоприношения в Иерусалимском Храме; были разрушены участки крепостной стены вокруг Иерусалима; Апостемос – командир римского оккупационного гарнизона – публично сжег свиток Торы; в святом Храме был установлен идол.

Первое из этих событий произошло в 2448 году от сотворения мира, в год исхода. Через три месяца после освобождения сынов Израиля из египетского рабства и спустя всего сорок дней после получения Торы на горе Синай они изготовили золотого тельца, совершив тем самым тяжкий грех идолопоклонства. Моше спустился с горы Синай со скрижалями, на которых Б-г начертал Десять заповедей, и, увидив литое изваяние тельца, разбил скрижали. С большим трудом Моше удалось вымолить у Б-га прощение еврейскому народу, но этот день так и остался несчастливым днем для нашего народа, ибо грех не был искуплен полностью.

Еще более трагичен день, завершающий траурные недели. Спустя год после исхода разведчики, посланные Моше в обетованную землю, запугали народ рассказами о мощи племен, ее населяющих. В ночь на 9 ава народ Израиля плакал в пустыне, желая вернуться в египетское рабство. И сказал тогда Всевышний: “Сегодня вы плакали попусту. Я же установлю день этот днем слез для вас во все поколения”.

Прошло почти девять столетий. Сыны Израиля жили в Святой Стране. При царе Шломо был построен Первый Храм, который простоял четыре века. Три смертных греха – кровопролитие, разврат и идолопоклонство – привели к его падению. В 3336 году Иерусалим был осажден армией вавилонского царя Навуходоносора. В итоге в 3338 году, 9 ава, Храм был разрушен и началось вавилонское изгнание.

Колесо истории продолжало вращаться. Народ, вернувшись из изгнания в Страну Израиля, восстановил Храм. Более четырех веков простоял Второй Храм, и последнее поколение, служившее Всевышнему во дворах его, было неповинно в трех смертных грехах. Но это поколение было поражено грехом беспричинной и слепой ненависти друг к другу. И их постигло Б-жественное наказание: Иерусалим снова был осажден. На этот раз римлянами. Осада продолжалась долго и в городе, снаружи осажденном врагами, а изнутри раздираемом братоубийственной гражданской войной, свирепствовал голод.

И – опять-таки 17 тамуза – римляне, пробив брешь в стене Иерусалима, захватили Святой город. За поражением последовали разрушение Храма и изгнание. Это случилось 9 ава в 3829 году (69 г. н. э.), почти через пятьсот лет после разрушения Первого Храма.

В 3893 году (133 г. н. э.) 9 ава пал Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохбы. И 9 ава был разрушен Иерусалим, после чего римляне перепахали город и посыпали место солью – чтобы там уже ничего не выросло.

Почему мы вспоминаем о разрушении Храма? Не для того лишь, чтобы предаваться печали, и не для того, чтобы торжественно отметить этот день. Нам необходимо понять, почему был разрушен Храм, и руководствоваться этим пониманием в своей повседневной жизни. Потому что стены, павшие от беспричинной ненависти, восстанут только силой беспричинной братской любви.