Социолог пришла к выводу, что отдых в субботу в Израиле нельзя сравнить с выходными в других странах мира.
Еврейское население в Израиле принято делить на светских и религиозных, или, если точнее, то на ультраортодоксальных (харедим), религиозных (датиим), соблюдающих традиции (масоратиим) – и светских (хилониим). Разница проста: светские не выполняют заповеди, например, не соблюдают шабат (субботу), в то время как религиозные – да. Однако новое исследование утверждает, что даже самые неистовые светские чтят особый характер шабата и отдыхают в этот день согласно еврейской традиции, хотя и не осознают этого.
Это утверждение кажется вам слишком дерзким? Не только вам. Став Шуфан-Битон, социолог из Бар-Иланского университета, провела исследование на тему “Израильская суббота” и пришла к далеко идущему выводу: “В Израиле нет светских”.
“Я не говорю, что тот, кто определяет себя светским или думает, что он светский, лжет, – разъясняет она. – Я утверждаю, что светскость – согласно ее определению в исследовании, да и в общем в истории – не применима к Израилю. Здесь все так или иначе поддерживают религиозные устои”.
– Вы считаете, что светские не нарушают субботу? – Евреи в Израиле отдыхают в субботу, едят в субботу, считаются с временем наступления и исхода субботы. Так что в конечном счете они отдают дань Галахе и еврейской традиции. Еврейский день отдыха – это однозначно не американский и не европейский выходной. Их – светский, наш – религиозный.
Святое безделье
Шуфан-Битон – доктор социологии и сама “заядлая светская”, как она определяет, – решила исследовать “светскую субботу” в Израиле. К своему удивлению, она обнаружила, что таковой нет. Она говорит: “Я думала, что найду 15 религиозных, 15 соблюдающих традиции и 15 светских, которые представят дихотомические теории о своих субботних привычках. И тогда я встретила светского, который заявил мне: “Я настоящий светский, но пользуюсь в шабат субботней платой” или “Я настоящий светский, но ничто не заставит меня работать в субботу”.
По словам исследователя, хоть мы и берем в этот день выходной, но субботний отдых – другой: он опирается на религиозные устои. Если в течение “классического” выходного дня мы читаем что-то познавательное или, например, занимаемся пилатесом, то к субботнему отдыху мы готовимся еще в пятницу, чтобы в субботу отдохнуть от любой работы. Даже если этот отдых не окрашен религиозными понятиями, он основывается на них, считает исследователь.
Став цитирует Ниль, одну из светских участниц своего исследования, которая сказала: “Я обязана почувствовать, что полностью отдыхаю, что получаю удовольствие от ничегонеделания. Суббота для меня – это лечь, задрать ноги и ничего не делать. В полном смысле слова “ничего”, даже не разбирать посудомойку и не стирать. Бездельничать”.
Даниэль, еще один светский, говорит что-то похожее: “Я считаю, что сходить на пилатес – это недосуг. Мне кажется, досуг – это отдых. Я мог бы назвать это время святым”.
Отдых в израильскую субботу включает уборку дома в пятницу и завершение всех домашних дел к вечеру этого дня (когда, собственно, и наступает шабат). Это еще несколько элементов, которых нет в понятии “западный отдых”. По словам Шуфан-Битон, безделье в субботу активное, уникальное и “святое” – и поэтому оно еврейское.
Особенная суббота
У израильской субботы есть еще один объединяющий всех элемент: израильтяне собираются на субботнюю трапезу большой семьей – в пятницу вечером или в саму субботу. Это продолжительное семейное застолье с красивой скатертью и дорогими столовыми приборами. В большинстве светских семей (более 70%) принято также делать кидуш, подавать к столу халу или зажигать свечи.
– Разве американцы не ужинают всей семьей в конце недели? – Глобальное исследование показывает, что уик-энд в западных странах становится все более светским. Люди там стали меньше встречаться семьями, трапезы потеряли свою особенность. Так, например, подготовка к израильскому субботнему ужину делается отдельно от самого ужина. То есть еду готовят заранее, чего не встречается в других местах. На субботнюю трапезу в Израиле приходит все семейство, а не только самые близкие.
Эти выводы подтверждаются также и семантическим значением дня отдыха. “Единственный день, который на иврите получил “независимое” название – это суббота (шабат). Все остальные дни всего лишь соотносятся с ним: воскресенье (йом ришон, первый день) – это первый день, приближающий наступление субботы, за ним идет понедельник (йом шени, второй день), выполняющий те же функции, и т. д. Само слово “суббота” на иврите женского рода и используется в словосочетаниях “царица Суббота” (шабат ха-малка), “приятной субботы” (шабат неима), в чем тоже большое отличие от остальных дней, которые на иврите в мужском роде и не имеют дополняющих определений”, – объясняет исследователь.
В Израиле тяжело быть светским
Что стоит за этой звонкой и простой правдой? На вопрос, как же так вышло, что в Израиле нет настоящих светских, у Шуфан-Битон есть несколько ответов.
“В Израиле тяжело быть светским, – считает она. – Мы ходим в израильские сады и школы, в которых разговоры о конце недели сводятся к еврейской культуре – кто будет “отцом субботы” (аба шель шабат), а кто “мамой субботы” (има шель шабат), благословляющей халы. В конце концов мы все живем по обычаям, которые связаны с иудейской религией, и поэтому определение нашей светскости в корне неверно”.
Даже тот факт, что в “израильскую субботу” инвестируются миллионы шекелей, в том числе и на образовательные программы и их рекламу, превращает этот день в одно из самых мощных израильских социальных институтов.
“Оказалось, что у людей есть желание отделять святое от будничного, чистое от запятнанного, прямое от круглого, сиюминутное от вечного. Это основная человеческая потребность – стремиться к превосходству над моментом. Только в Израиле эта потребность переводится на сотворение субботы и ее религиозных обычаев. \”Это делается с помощью создания святого времени – с разделением между буднями и самой субботой, между 6 днями работы и одним днем отдыха\”, – говорит исследователь. – На эту задачу работают и СМИ, в том числе и газеты конца недели”. “Есть ли еще одно светское государство, где светские средства массовой информации сообщают о наступлении и исходе субботы, – спрашивает Шуфан-Битон. – В пятничных новостях каждый час сообщают о времени наступления субботы, это печатают в газетах, не говоря уже о сигнале, звучащем во многих городах Израиля за мгновение до наступления этого святого дня.
Израильский еврейский выходной все-таки берет свои обычаи из религиозных начал. И надо признать, что израильтяне, которые не относят себя к религиозным, совсем не похожи на светских жителей, скажем, Парижа. Мы такие разные”.
– Есть ли практические последствия этих выводов? – Конечно. Поскольку тезис о секуляризации общества неверен, вопрос о “характере субботы” не должен решаться на национальном уровне, так как в этом аспекте, как уже говорилось, мы все в определенной степени религиозны. В практических вопросах эту проблему должны решать местные власти. Только в их руках находится решение, пускать ли по субботам транспорт и открывать ли магазины в шабат. По большому счету ортодоксов не интересует, что происходит в удаленных от них местах, а светским приятно проводить время с семьей.
Источник: Telegram NEWSru.co.il, Orbita.co.il
Израильтяне отдыхают в субботу на Кикар-Дизенгоф в Тель-Авиве, (Фото: Моти Кимхи)