Активность еврейской жизни в Кисловодске в последнее время заметно повысилась. Одной из городских достопримечательностей является «дом раввина», который за свою 130-летнюю историю претерпел немало изменений. Дом раввина состоит из двух отдельных строений: одно из красного кирпича, второе — из желтого кисловодского камня. Фактически здание служило городской синагогой. В другом помещении жили раввин и шойхет с семьями.
В феврале 2019 года с помощью бизнесмена-кисловодчанина Наума Александровича Бабаева и Леонида Исаевича Ханукаева здание было приобретено для реставрации и последующего открытия синагоги. Главный раввин России Берл Лазар и раввин синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган благословили раввина Акиву Авшалома Худайнатова возглавить синагогу.
В доме начали проводить молитвы, отмечать праздники, встречать шабаты. Раввином синагоги и сегодня является Акива Худайнатов. Благодаря ему община, в которой насчитывается более 300 прихожан (около 200 ашкеназских и 100 горских евреев), обрела свой дом. Поскольку Кисловодск — курортный город, в синагогу часто приходят отдыхающие. Узнать любопытным туристам об этом совсем несложно: над зданием возвышается двенадцатиметровая ханукия.
В июле рядом с синагогой открыли кошерное кафе «Мазаль Тов». В этом году студенты ешивы из Москвы приехали в Кисловодск сдавать экзамен на звание раввина. Экзамен они сдали успешно и остались еще погостить на неделю. Раби Акива и члены его семьи рады всем, кто посещает синагогу, всех гостей встречают с уважением. А в кафе «Мазаль Тов» очень уютно, по-домашнему вкусно и чисто — во многим благодаря супруге раввина Элле.
Раби Акива любезно рассказал историю «дома раввина Кисловодска»: «За зданием синагоги справа и напротив было поселение евреев. На расстоянии 800 метров были въездные ворота в город, а рядом с этим зданием и была единственная дорога в город. Кисловодск был городом-крепостью. В городе не имели права жить евреи. «Черта оседлости» проходила за пределами города. Здесь и было разрешено поселиться евреям, которые приехали в город. В Кисловодск приехали работать врачи, фармацевты. Они должны были изучать целебные свойства минеральных вод. А там где живут евреи, должна быть и синагога. Они обратились к губернатору в 1883 году с просьбой разрешить приобретение земельного участка для строительства синагоги. Губернатор, в свою очередь, обратился к государю. Но Александр III разрешения не дал: «Синагоги в Пятигорске достаточно», — таков был вердикт государя. Затем была еще одна просьба: построить дом раввина с молельным залом. Есть версия, что в доме должен был проживать раввин из Пятигорска, и резник (шойхет).
Разрешение на строительство было получено в том же 1883 году. «Синагога была построена по типовому проекту в мавританском стиле. Таких синагог на Руси построено 12. Сохранилось только две такие синагоги. Дом раввина построен в грузинском стиле. Здание отличали открытые балкончики, эти изменения привнесли в типовой проект грузинские строители. Нужно сказать, что Тифлис и Кисловодск очень похожи по стилю и по климату. Здание строили семь лет и закончили в 1890 году. В настоящее время балконы закрыты.
Здесь, к сожалению, многое не сохранилось: деревянные перекрытия, старые деревья в саду, прилегающему к дому. Но если приглядеться, у входа можно увидеть заложенную камнем дверь, через которую можно было пройти к раввину. В нашем здании камни что-то и подсказывают, и что-то рассказывают: недавно совершенно случайно мы обнаружили во дворе остатки женской миквы.
Сами здания реконструкции не подлежат, так как представляют объект культурного наследия регионального значения. Но имеется эскиз, утвержденный управлением архитектуры, по которому нам разрешено сделать реставрацию. В большей степени реставрация касается балконов, мужской и женской микв, восстановления балкона на фасаде здания и укладки перед главным входом парадных ступенек.
Долгое время после приобретения дома раввина мы искали место для кошерного ресторана. И нашли подходящее место — случайно, как нам казалось. Основное преимущество мы видели в том, что кафе находится рядом с синагогой. Но позже выяснилось, что на этом месте у реки стоял деревянный флигель. Во время постройки синагоги раввин Вилк начал проводить молитвы. Для этого в пяти минутах ходьбы от строящегося здания был построен деревянный флигель, в котором и велись службы. Волею судьбы на месте этого флигеля сегодня и стоит кошерное кафе, которое мы арендуем. Есть исторические сведения, подтверждающие этот уникальный факт», — рассказывает раввин Акива.