Пятого августа 2022 года венская община проводила в последний путь удивительного человека, заслуженного деятеля искусств Таджикистана, виртуозного музыканта, прекрасного певца и мелодиста Амнуна Абаевича Бободостова. На протяжении многих лет он был гордостью нашей общины, мирового бухарского еврейства и народов Центральной Азии.
К счастью, у меня сохранились интересные факты из его биографии, с которыми он делился со мной в преддверии своего 75 дня рождения. В дружественной беседе Амнун Абаевич, вкратце, рассказывал о своей жизни и творческом пути.
Вероятно, так складывается наша жизнь – работа, семейные хлопоты и суета настолько поглощает нас, что мы порой не замечаем живущих рядом интересных людей, жизнь и творчество которых заслуживают особого внимания.
Он родился в 1938 году, рос и воспитывался в семье, где хорошее настроение, музыка и народные песни держали в мягких, но крепких объятиях многодетную семью (8 дочерей и 4 сына) Або и Ешуо Бободостовых. Отец семейства был великолепным хазаном, его бархатный баритон проникал до глубины души. Субботние песнопения за родительским столом были настоящим праздником семейного общения. Брат Яков играл на таре и исполнял классические песни. Мама тонко чувствовала ритмы дойры, а братья играли на азербайджанской дамбале, флейте и других народных инструментах. Все сёстры пели.
Амнун Бабадостов
«С раннего детства – игра на таре, просто, завораживала меня, я был влюблён в этот не повторимый инструмент. С нотной грамотой меня познакомил мой первый учитель при Доме пионеров в Душанбе, известный тарист Ари Хаимов. Помню и свой первый концерт под его руководством. Аккомпанировали мне на фортепьяно, я исполнял на таре «Неаполитанский танец» и «Танец маленьких лебедей» из балета Чайковского «Лебединое озеро». В 1955 году, по ходатайству педагога, меня приняли в государственную филармонию стажером, и через короткое время я стал уже штатным работником. Это было незабываемое время, меня окружали удивительно талантливые мастера своего дела – дирижёры Эдуард Айрапетян, Азам Камолов, Амон Хамдамов и ещё много светлых и добрых людей».
Директор филармонии тех лет, балетмейстер, народная артистка Таджикистана Азиза Азимова, обратила внимание на талант и организационные способности молодого музыканта. И Амнун Абаевич на протяжении ряда лет руководил ансамблем народных инструментов. В середине шестидесятых он переходит работать на радио и телевидение Таджикистана.
«Работа на радио и телевидении была интересной – говорил Амнун Абаевич. – Мы аккомпанировали многим артистам, в том числе настоящим мастерам народов Средней Азии, Кавказа и Казахстана. Техническое оснащение студии звукозаписи по тем временам было хорошим. Но самым большим достоянием являлся талантливый, безмерно тонкий звукорежиссёр Юрий Палтиэлов. Очень много великих исполнителей прошли через его волшебную студию. В 1965 году специальная комиссия при министерстве культуры пришла к выводу, что тар не наш инструмент, что он пришёл из Азербайджана, а его родина – древний Иран. Комиссия заключила, что исконно таджикский музыкальный инструмент, это рубаб. И тар перестали выпускать в Таджикистане. Но я с братом Яковом решили делать музыкальные инструменты своими руками. Мы стали тщательно изучать материалы и составляющие части, особенно, технологию старых мастеров.
Первый новый рубаб в Таджикистане изготовил мой брат Яков. А я сделал тар, он у меня получился красивым, с художественной инкрустацией и прекрасным звучанием. Постепенно инструменты становились всё лучше и лучше. О профессиональных качествах тара говорит тот факт, что инструменты стали покупать известные певцы и музыканты. Народный артист Узбекистана Кувонды Искандаров был очень доволен приобретённым таром. Народный артист Узбекистана Ортик Отоджанов иногда выходил со мной на связь и благодарил за качество своего музыкального приобретения. Со временем, за инструментами стали приезжать музыканты и любители со всей Центральной Азии.»
Братья Яков и Амнун Бободостовы проявили себя и как замечательные мелодисты. Немало песен в Таджикистане поют на их музыку.
На декаде искусства Узбекистана в Москве в 1955 году песня «Джонони ман», сочинённая Амнуном на слова поэта Абдулло Кодыри, принесла огромный успех её исполнительнице, народной артистке СССР Тамаре Ханум.
– Телеграмму благодарности, присланную мне из Москвы Тамарой Ханум, я храню как дорогую реликвию, она пронизана большим душевным подъёмом великой певицы, – светло улыбаясь, отмечал Амнун Абаевич.
Большая волна эмиграции семидесятых годов не обошла и семью Бободостовых. В 1978 году они переезжают в Израиль.
«На исторической родине нас приняли довольно хорошо, – говорил Амнун Бободостов. – Организация «Брит ёцэй Бухара» устраивала концерты и интересные встречи со зрителями. Наше искусство нравилось и коренным израильтянам. В творческом плане все складывалось тоже неплохо, я начал создавать ансамбль, куда входили уже подросшие мои сыновья, тоже ставшие музыкантами. Но, к сожалению, израильский климат мне не подошёл и, в 1985 году, я с семьёй перебрался в Австрию. Уже более 30 лет мы живём в Вене. Это удивительный город со своими неповторимыми музыкальными традициями, жемчужина культуры мирового масштаба. Здесь мы продолжаем радовать своими выступлениями большую бухарскую еврейскую общину. Подросли мои внуки, и сегодняшний наш ансамбль можно назвать семейным. В нём участвуют три поколения, чем я очень горжусь. Мы часто выступаем вместе с Белой Малаевой. Её танцы необыкновенно пластичны и движения грациозны. Наши концерты востребованы и у австрийской публики. Им нравятся яркие костюмы Востока, мелодичное звучание нашей музыки, песни и ритмичные танцы.»
Яхиэль Сабзанов (ныне покойный) – народный артист Таджикистана, известный композитор, профессор: «Яков и Амнун Бободостовы мне особенно дороги. С Яковым мы вместе росли. Я помню фестиваль искусств советского Востока: Москва, Большой театр, 1945 год. Только что отгремела война. Мы с оркестром народных инструментов представляли нашу республику в рамках художественной самодеятельности. Яков уже тогда был уверенным в своих силах музыкантом. Выступление прошло с успехом. Это был наш дебют на серьёзной всесоюзной сцене. Много лет спустя я работал главным музыкальным редактором на таджикском радио и телевидении. Выступления Якова и Амнуна Бободостовых всегда были яркими и очень индивидуальными. Они прекрасно аккомпанировали, пели и даже сочиняли музыку. Сёстры: Рива, Сара, Рая, Лида и Мафрат играли в ансамбле Рубобисток. Я давно отметил, что вся семья Бободостовых – очень талантлива и музыкальна».
«Я был режиссёром и ведущим на многих передачах на радио и телевидении в Душанбе, – говорит режиссёр Борис Катаев, председатель комитета по культуре при бухарском еврейском Конгрессе США и Канады. – Братья Яков и Амнун Бободостовы от природы наделены абсолютным музыкальным слухом и необыкновенным трудолюбием. Они достигли виртуозного исполнительского мастерства игры на таре и других струнных инструментах. Прекрасно пели. Великие певцы советского Востока: Барно Ицхакова, Шоиста Мулоджанова, Нерьё Аминов, Ахмад Бобокулов, Ханифа Мавлянова и многие другие не могли скрыть свою радость, когда им аккомпанировали братья Бободостовы. Кроме всего, они были опытными педагогами и воспитали большую плеяду молодых музыкантов. Братья внесли заметный вклад в развитие музыкальной культуры Таджикистана».
Заслуженная артистка Таджикистана, певица Софья Бадалбаева-Кайкова: «Несмотря на то, что я была дочерью Барно Исхаковой, путёвку в большую профессиональную жизнь в мире музыки я получила от братьев Бободостовых. Они удивительные мелодисты, владели безукоризненной техникой игры на рубабе и таре. Оба – обладатели чудных голосов. Амнун работал на радио и телевидении, в оркестре народных инструментов. А Яков трудился там же, в ансамбле «Шашмаком», куда входила и я. Он очень много времени уделял моему исполнительскому мастерству, учил, как правильно пользоваться голосом. В 1968 году первый раз они пригласили меня в оркестр для работы на свадьбах. И с того времени заботились о моём репертуаре, умело подбирая песни из золотого фонда народов мира. Они особым чутьём угадывали то, что может соответствовать моим природным данным. Я очень благодарна этим замечательным людям за всё, чему научилась у них.»
Музыканты Рошель и Эдуард Аминовы:
«Наш отец, Нериё Аминов известен в народе, как один из блестящих исполнителей Шашмакома. Он очень ценил братьев Бободостовых – Якова и Амнуна, и много рассказывал о совместной работе с этими талантливыми певцами и музыкантами».
Светлая память Амнуну Абаевичу Бабадостову.
Шломо Устониязов
Президент венской общины бух .евр.