Подобно тому, как дом нуждается время от времени в генеральной уборке, даже если хозяйка постоянно следит за чистотой и порядком, так и наши души нуждаются в особом времени и настроении для основательной “разборки”, для “сезонной профилактики”. Но даже тот, чей годовой итог оставляет желать лучшего, не должен впадать в эти дни в отчаяние, недаром говорят, что “дни элуля озарены тринадцатью мерами милосердия Всевышнего”.
Учителя хасидизма говорят, что в эти необычные дни Всевышний особенно близок к нам. “Царь в поле”, – он не скрыт от нас стенами дворца, стража не преграждает путь, чиновники не фильтруют поток посетителей. Владыка мира и его Творец вышел из стен дворца и города и находится здесь, с нами. Любые аллегории из человеческого мира образов весьма условно применимы ко Всевышнему: вокруг Него нет ни стражи, ни стен. Но аллегория, при всех ее недостатках, – единственный путь понять Всевышнего.
В течение всего года у нас есть спасительная отговорка: Всевышний далеко, трудно до Него “добраться”. Пришел элуль и кончились отговорки. Всевышний ждет и все теперь зависит только от нас. Открыть сердце, проветрить мозги, избавиться от накопившейся за год грязи и плесени. Вспомнить, для чего родились и для чего живем. Прислушаться к голосу шофара. Не ради Всевышнего, не ради соблюдения древней традиции, не по инерции, а ради душевной гигиены, ради того, чтобы новый год был лучше прошедшего.
Недавно прочел забавную притчу. Жители некоего города решили устроить праздник. На центральной площади установили огромную цистерну. Каждый должен был влить в нее бутылку вина, а во время праздника совместно со всеми выпить. И вот один человек решил: в городе сто тысяч жителей – если я вылью туда бутылку воды, на что это повлияет? Кто это заметит? Так он и сделал. Наступил день праздника. Жители подставили стаканы, открыли краны. Но в цистерне не было вина – там была одна вода. Экономный житель не был самым умным – все были самые умные, и все остались без праздника.
Мы живем в мире, где на всех одна бочка: что мы вольем туда, то и будем пить. Один вольет вино своей любви, радости и щедрости, другой – воду, а третий – всякую дрянь, накопившуюся у него в душе. Мы пьем плохую воду и дышим плохим воздухом, потому что из-за корысти, глупости и преступной беспечности не приняты достаточные меры экологической защиты. Но то же самое и в духовном мире. Существует духовная атмосфера, в которую каждый из нас вносит свой вклад и ею все мы в конечном итоге дышим. Бессмысленно показывать пальцем на политиков или антисемитов и говорить, какие они плохие, – надо самим что-то делать с собой, постоянно становясь лучше и меняя тем самым атмосферу всего общества.
Конечно, можно, используя полицейские меры, заставить людей наполнять бочку вином. Но ведь насилие, подозрительность, жесткий контроль плохо совместимы с праздником. Чтобы праздник состоялся, каждый должен сам захотеть принести вина. Без всякого принуждения. Каждый должен знать, что принести вино на общий праздник – почетно и прекрасно, а подменить его водой – постыдно. И что человеческое достоинство несовместимо с этой подлой подменой. Сказано в святых книгах, что за беспричинную любовь друг к другу еврейский народ удостоится прихода Машиаха и восстановления Храма. Что такое беспричинная любовь к ближнему? В книге Теѓилим сказано: “Мир стоит на добрых делах”. Действительно, каждый человек нуждается в доброте, участии и помощи со стороны других людей, сочувствии, в том, чтобы люди пришли разделить твою радость или, не дай Б-г, боль. В конце концов, просто в добром слове! Если не чувствуешь доброты со стороны ближних – невозможно жить на свете. Недаром главная заповедь – “возлюби ближнего, как самого себя” – это заповедь, которую надо выполнять, несмотря ни на что и даже вопреки всему.