Мне посчастливилось быть свидетелем становления и расцвета творчества двух талантливых художников-живописцев, Заслуженных деятелей искусства Таджикской ССР Гретты Александровны Яраловой и Михаила Абрамовича Абдурахманова.
Начало их творческой деятельности приходится на начало 70-х годов, приблизительно на то самое время, когда я стала работать в качестве младшего научного сотрудника в Республиканском музее, а потом в Союзе художников Таджикистана в должности референта, а впоследствии заведующей творческих секций. Впервые встретив Гретту, я заметила, что она в общении со мной буквально светилась неимоверной добротой и деликатностью собеседника. Я думаю, что это ощутил каждый, кто когда-нибудь встречался с ней. Михаил привлек моё внимание большим чувством юмора, который в зависимости от ситуации мог перерасти в сатирическое замечание. Судьба связала их не только творчеством, но и глубокой любовью к друг другу и долгой
Спрос на их работы в Советском Союзе был велик. Произведения Яраловой и Абдурахманова, минуя выставочные комитеты Министерства культуры и Союза художников локального значения, были востребованы Союзом художников СССР для участия на всесоюзных, международных и региональных выставках. Гретта и Михаил были самыми публикуемыми художниками не только в Таджикистане, но и в регионе. Об их творчестве писали ведущие искусствоведы. О них печатали материалы в искусствоведческих журналах страны «Искусство» и «Творчество».
Их картины были воспроизведены в 70 и 80е годы на страницах всеми тогда любимых журналов «Огонёк» и «Юность». Не обошли стороной творчество художников и центральные издания страны газеты «Правда», «Известия» и «Советская культура», не говоря о многих других журналах. Помимо вышеперечисленных изданий, иллюстрации их картин включены в каталоги произведений художников к всесоюзным художественным выставкам. Их произведения «Первый сев» и «Провозглашение Советской власти в Таджикистане» были приобретены Министерством культуры СССР и входят в коллекцию главного Национального музея страны – Третьяковской галереи. Многие произведения Яраловой и Абдурахманова являются собственностью Республиканского историко-краеведческого и изобразительных искусств музея имени К. Бехзода, переименованного в 2013 году в Национальный музей Таджикистана. Их живопись выставлялась неоднократно в Выставочных залах на Манежной площади и в залах Дома художников при Союзе художников СССР на Кузнецком мосту.
Искусство Яраловой и Абдурахманова занимает особое место не только в Таджикистане, но и Советском изобразительном искусстве. Творчество этой пары известно преимущественно благодаря их живописным полотнам в области фигуративной живописи не только в СССР, но и за пределами страны. Картины художников экспонировались почти на всех континентах мира и находятся в коллекциях в Канаде, США, Румынии, Польше, Германии, Венгрии, Бельгии, Чехословакии, Италии, Турции, Египте, Индии, Ираке и Афганистане.
За плечами Гретты были города с древней и богатой культурой: Афины, где она родилась и Ереван, где она росла и получила начальное художественное образование в Ереванском художественном училище им. Месникяна. Михаил родился в Душанбе в столице Таджикистана в семье Абдурахмановых. Старший брат Михаила – Илья Абрамович, Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, был одним из ведущих художников республики, работавшим в области монументального и декоративно-прикладного искусства и получившим также признание лучшего акварелиста в Средней Азии. Михаил решил пойти своим путём, избрав станковую живопись и учился в Республиканском художественном училище имени Олимова на отделении живописи.
Гретту и Михаила в юности судьба свела в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (ИнЖСА) при Академии Художеств СССР. В стенах прославленного вуза они учились у ректора института, Народного художника СССР, известного Советского живописца, портретиста Виктора Михайловича Орешникова. Яралова и Абдурахманов в 1967 году стали выпускниками этого прославленного института и продолжили в своих работах традиции реалистической живописи, по-своему интерпретируя достижения этого направления.
В Душанбе-столице Таджикистана, где молодые художники решили обосноваться в семье родителей Михаила, сразу же активно включились в художественную жизнь столичного города Душанбе. Супруги – живописцы, в своём творчестве опирались на местные условия – красоту природы Таджикистана, её древнюю культуру доисламского изоискусства, применяя достижения и персидской миниатюры. Это позволило Гретте и Михаилу создать свой, присущий только им индивидуальный, неповторимый стиль. Обращаясь к истории искусства 70-80х годов, без сомнения можно прийти к выводу, что Яралова и Абдурахманов, по сути дела, единственные из среды выпускников Репинского института 1967 года, творчество которых широко стало известно в Советском искусстве до и после перестройки.
В творчестве Яраловой и Абдурахманова можно с определённостью выделить два совершенно разных по тематическому содержанию и стилистике периода. Первый – плодотворный и яркий, отмечен работами, выполненными на Родине до отъезда в Америку с 1967 года по 1994 год. Искусство этих художников в эти годы было представлено тематическими картинами исторического плана, включавшими произведения о далёком прошлом народов Средней Азии, революционных преобразованиях и установлении советской власти в Таджикистане в 20-30е, а также полотнами о современной жизни республики – индустриализации и её достижениях в сельском хозяйстве.
И одним из таких произведений является картина «Авиценна», посвящённая 1000- летию со дня рождения великого учёного, врача и философа Ибн Сины. В этом произведении, где Ибн Сино изображён у постели больного царя Саманидов, художникам удалось не только с этнографической точностью воссоздать интерьер и костюмы героев, но и передать их эмоционально-психологическое состояние.
Живописные полотна, посвященные истории Таджикистана, «За новую жизнь», «В колхоз. Новая жизнь» и «Провозглашение Таджикской ССР» (эта работа входит в собрание произведений Музея Революции СССР, переименованного в Государственный Центральный музей современной истории России), объединяет принцип композиции, в которой плоскостное изображение, идущее от традиции миниатюры, поддерживается специфическим колоритом благородного сочетания теплых тонов красного, желтого и зелёного. Рассматривая эти картины, невозможно не восхититься красотой героев, изображённых в национальной одежде – чапанах-халатах из тканей в полоску или с орнаментом, подпоясанных яркими поясными румолами (платками) и с головными уборами-тюбетейками с вышивкой. В этих произведениях художникам удалось передать ощущение сопричастности изображенных героев к переменам эпохального значения – зарождению нового уклада жизни.
С большим чувством любви художниками написаны картины об единении природы и человека, и эта тематика занимает особое место в творчестве Яраловой и Абдурахманова. В полотнах «Молодые механизаторы» и «Первый сев» художники передают богатый внутренний мир своих героев – молодёжи, изображенной на фоне монументального пейзажа с панорамой гор. В картине «Первый сев» художникам удалось одушевить мир природы, сделав ее более поэтичной благодаря созданию контраста в изображении свежевспаханного поля в форме зигзагообразных борозд на фоне ряда миндалевых деревьев.
Одно из наиболее поэтичных произведений Яраловой и Абдурахманова- «Весенние каникулы», выполненное по заказу Олимпийского комитета СССР. В этом произведении заряд огромной энергии жизни исходит от образа группы детей, играющей в футбол в парке на зеленой лужайке. Художники добиваются особой выразительности в этой картине за счёт блестяще написанного изображения абрикосового дерева в розовом одеянии, контрастно вырисовывающегося на фоне изумрудной зелени игровой площадки. Картина «Весенние каникулы» представляет собой одно из лучших произведений в изобразительном искусстве Средней Азии, посвящённое детской тематике.
Талантливо написанные горные пейзажи Таджикистана выдвигают Яралову и Абдурахманова в число наиболее успешно работающих пейзажистов. Образы любимых уголков Таджикистана возрождаются в интимных пейзажах, где красота природы передана калейдоскопом красок.
В начале 90-х годов после распада СССР в Таджикистане назревает гражданская война. В 1994 году Гретта и Михаил с семьёй переехали за океан – в Америку. Началась новая жизнь в Нью Йорке в Queens – в сердце общины евреев – выходцев из Средней Азии и здесь начинается второй – не менее плодотворный, период творчества Яраловой и Абдурахманова, отмеченный произведениями, разными по тематике и жанрам. Приезд в Америку позволил художникам обратиться к своим корням и наследию своего народа. Нью-йоркский этап стал очень важным не только в творческом плане, но и в самоидентификации Гретты Яраловой – художницы не только огромного таланта, но и глубоко духовного человека. Как когда-то русский художник А. Николаев, известный под псевдонимом Усто Мумин, приехав в Самарканд, посвятил свое творчество воспеванию региона, влюбился в Восток и принял мусульманскую веру, так и Гретта осознанно с любовью принимает иудейскую веру и берёт себе еврейское имя Рут бат Сарра.
Она вместе с супругом с головой погружается в изучение общееврейской истории древних израильтян, черпая вдохновение из жизни Моисея и царя Соломона для создания эпических полотен. Еврейская тематика в творчестве художников становится главной, посколько их волнуют исторические переломные события в жизни еврейского народа, переплетённые с библейскими темами вселенского и универсального значения.
Написанные с любовью произведения по библейским мотивам из Торы, притчам из Талмуда приобретают в их картинах новую жизнь. «Нахождение младенца Моисея», «Моисей со скрижалями», «Исход. Расступившиеся воды» и «Притча Соломона о двух матерях» написаны в лучших традициях западноевропейской живописи. В этих произведениях Гретте и Михаилу посредством живописными средствами удалось с удивительной силой раскрыть темы возрождения народа, в жизни которого трагедии на протяжении тысячелетий стали неотъемлемой частью еврейского бытия. Им присуща выразительная образность изображения, композиционная стройность и чётко выверенная цветовая гамма. Живописные достоинства этих произведений не уступают шедеврам мирового искусства.
Помимо библейской темы, Гретта и Михаил, продолжая работать в области тематической картины, создали серию замечательных произведений, посвященных древнему Самарканду с прекрасными архитектурными сооружениями.
Портреты известных деятелей бухарско-еврейской общины и композиции, посвященные истории США, созданные в Нью Йорке представляют новую грань творчества художников. Жизнь в Нью-Йорке – Квинсе позволила Яраловой и Абдурахманову участвовать в общинной жизни и вплотную еще раз соприкоснуться с культурой евреев Средней Азии, с их стариной и народным бытом. Глубокий интерес и знание и любовь к народному искусству выразились в серии блестяще написанных натюрмортов. Именно в этом жанре более всего выразилось умение художников работать с натурой, не копируя, а воссоздавая её живописными средствами. Эти работы покоряют зрителя красотой изображения даров земли, предметов искусства и текстиля, связанного с раскрытием красоты традиционной жизни евреев Средней Азии.
По этим натюрмортам зритель может представить историю евреев Средней Азии. В красочных натюрмортах Яраловой и Абдурахманова наряду с изображением старинной посуды в виде кумганов – кувшинов для омовения рук, лали-подносов, тагора-тазов и др. написаны драпированные шёлковые ткани в клетку, полоску, абровые, бытовавшие у евреев в прошлом. Эти ткани производились кустарным способом вручную на протяжении многих столетий в регионе вплоть до 50-х годов прошлого века ремесленниками и красильщиками из среды евреев. Среди них также были мастера по металлу, которые делали изящную серебряную пасхальную посуду, а медную – для повседневного использования, занимались ковровоткачеством, были прекрасными ювелирами, работая преимущественно с золотом и серебром.
Живописцам удалось мастерски передать в этих произведениях отражение бликов света на поверхности предметов из металла, изображенных на фоне драпировок, сияющих блеском шёлка. В натюрморте «Кудуча» изображены предметы из прошлого: кувшин из сушёной тыквы (кудуча), в котором в старину хранили воду, кумган, вышитая тюбетейка и керамические свистульки, бытовавшие в среде евреев Средней Азии.
Традициям и поверьям евреев региона посвящен натюрморт «Испандут» (Хазор испанд, Гармала обыкновенная). Здесь изображены в контрастном ключе изящно написанные букеты засушенных цветов в кувшинах на фоне драпированного красно-чёрного самаркандского сюзани. В народе бытовало поверье, по которому растение – испандут наделялся магическими свойствами оберега от дурного глаза и очищения от плохой ауры.
В натюрмортах с дарами природы Яралова и Абдурахманов интерпретируют изобилие природы своеобразным композиционным решением. Фрукты – гранаты, виноград, хурьма и др. изображены на подносах (лали) на фоне детально выписанных среднеазиатских ковров или шёлковых драпировок. Выбор этих фруктов, по всей видимости, был продиктован стремлением и желанием художников воспеть дары природы Средней Азии.
Творчество живописцев Гретты Яраловой и Михаила Абдурахманова – многогранно и оно прочно вошло в историю изобразительного искусства Таджикистана.
К сожалению, в 2017 году не стало Гретты – Рут бат Сарры. Её жизненный путь на разных континентах, в разных странах был связан с преданным служением творчеству и искусству. Полюбив Восток, Гретта Яралова увидела его вначале глазами странника, а затем, приняв душой, раскрыла его тайны в живописных полотнах, созданных в соавторстве с супругом Михаилом Абдурахмановым.
Зоя Борухова
Искусствовед, Торонто, специально для газеты «Менора»