Ружинер Ребе утверждал, что по кожуре ритуального плода – “этрога”, разглядывая все его выпуклости и неровности, можно судить о грядущих событиях, ожидающих нас в наступившем году. (Как известно, во время праздника Сукот, когда мы исполняем заповедь “четырех растений”, куда входит, в том числе, и цитрусовый плод “этрог”, раскрывается “приговор”, который был вынесен в Рош-Ѓашана и Йом-Кипур.)
Мидраш рассказывает, что перед кончиной Моше Всевышний поднял его на гору и показал ему всех (!) праведников и всех грешников будущих поколений вплоть до прихода Машиаха. А основатель хасидизма Баал-Шем-Тов утверждал, что Б-жий промысел (ѓашгаха пратит) касается не только общих вещей и глобальных событий, но даже самых ничтожных деталей и аспектов нашего мира. Например, он говорил, что все, казалось бы, случайные движения, которые совершает лист, гонимый ветром, на самом деле происходят вовсе не случайным образом, а по воле Творца. Ему вторит раби Акива, который учил (Авот, 3:19): “Все предопределено, но тем не менее, право выбора дано”.
Но если все предопределено свыше, то получается что мы – всего лишь биологические роботы, запрограммированные на определенные действия, которые, сами того не замечая, выполняют чужую волю (Творца или даже какого-то иного высшего существа). Примерно так рассуждали в 19 веке, когда была распространена теория детерминизма, утверждавшая, что все в мире (в том числе поведение человека и даже ход самой истории) определяется исключительно законами природы.
Однако принцип свободы выбора (о котором говорилось выше) утверждает, что мы не жестко ограничены и детерминированы в своих поступках: у нас всегда есть возможность выбора, и этот выбор за нами. Удивительным образом этот принцип иудаизма получил свое подтверждение в новых открытиях начала 20-го века, которые легли в основу квантовой механики. Один из принципов квантовой механики так и называется: “Принцип неопределенности”.
Речь идет о том, что абсолютного детерминизма нет даже в материальном мире, который подчиняется законам природы, в том числе и в мире элементарных частиц. Оказывается, мы не можем с полной уверенностью утверждать, что какое-то событие (обычно речь идет о событиях на микроуровне) имеет место быть, но лишь с некой долей вероятности. Причем в данном случае речь не идет о несовершенстве наших инструментов измерения или нашем незнании, поскольку эта “неопределенность” есть свойство самой природы. Более того, этого “не может” даже Творец, поскольку Он Сам Себя ограничил, установив такие законы!
Теперь мы можем понять истинный смысл слов раби Акивы, который учил, что “Все предопределено, но тем не менее, право выбора дано”. Именно потому, что “будущее можно лишь предвидеть” (цафуй) – с некоторой долей вероятности, но невозможно определить с абсолютной точностью, именно поэтому нам “дана свобода выбора”! Одно прямо следует из другого! Таким образом, получается, что законы квантовой механики “подтверждают” законы Торы!
Комментаторы приводят пример того, что “свобода выбора” это одновременное сочетание “прав” и “возможностей”. Человек приходит в магазин, где есть огромный выбор товара, но у него нет средств на их приобретение: есть право, но нет возможности. Или, напротив, человек приходит в магазин, и деньги у него имеются, но в магазине пустые полки, как в начале 90-х. Чтобы была свобода выбора, необходимо наличие сразу обоих условий: прав (наличие денежных средств) и возможностей – наличие “товара”.