Берешит

Наша недельная глава Торы называется «Берешит» («В начале»). Это самая первая глава в Торе и она начинается с повествования о сотворении Всевышним нашего мира, как сказано: «В начале сотворения Всевышним неба и земли…» РАШИ — величайший комментатор Торы — объясняя данную фразу пишет так: «Тору следовало бы начать с (того что Всевышний заповедует нам самую первую заповедь о новомесячье) „месяц этот для вас глава всех месяцев“ но почему же Он начал Тору с (рассказа) о сотворении мира?» Ведь Тора (слово «Тора» происходит от слова «ораа» — «указание») предназначена для того, чтобы указывать евреям правильный путь в жизни и в соблюдении заповедей и по этому должна была начинаться с описания первой заповеди. На это отвечает рабби Ицхак: «Если придут народы мира и скажут вам „Захватчики вы, захватили землю семи народов“, то ответ на это будет таков: „Вся земля принадлежит Всевышнему. Он сотворил её и дал в пользование, кому захотел. По Его желанию земля была дана этим народам и по Его же желанию Он забрал её у них и отдал нам!“».                     

Этот комментарий приведен для того, чтобы отвергнуть претензии народов мира к евреям и из-за этого в Торе изменён порядок и вместо того, чтобы начинаться с (описания первой заповеди) «Этот месяц», она начинается с (повествования о сотворении мира) «В начале сотворил». Это всё вызывает недоумение. Неужели претензии народов мира настолько важны? И еще: ведь ответ народам мира можно было бы привести в Устной Торе, а не менять для этого весь порядок Письменной Торы? Необходимо понять.

То, что Тора начинается с (повествования о сотворении мира) «Берейшит», это не только для того, чтобы ответить народам мира (на их претензии), а также и для самих евреев. Эти слова предназначены не только для ушей народов мира. В них заключёно очень глубокое указание и для евреев, что Тора предназначена для них. Жизнь еврея состоит из двух частей: соблюдения Торы и заповедей и обычной повседневной рутины.

Когда Тора заповедует нам исполнить ту или иную заповедь, то это ещё можно понять. Но от нас требуется большее. От нас требуется, чтобы вся наша, даже повседневная рутинная жизнь была посвящена Всевышнему. Чтобы все наши материальные (а не только духовные) действия совершались во имя Небес! А ведь это уже является прямым вмешательством в нашу личную жизнь! Это и есть внутренний смысл претензии: «Захватчики вы — захватили землю семи народов!» (Имеются ввиду) все приземлённые, материальные, личные жизненные аспекты. По какому праву от нас требуют «захватить» (оккупировать) их и привести их во власть духовной святости!? Для этого и дан ответ: «Вся земля принадлежит Всевышнему»! Нет никакого разделения между жизни по Торе и заповедям и повседневной материальной жизнью. Все стороны жизни еврея принадлежат Всевышнему! С одной стороны Он передал все аспекты материальной жизни в руки людей, но с другой стороны Он требует от нас «захватить» эту материальность и сделать из неё «Землю Израиля» (поднять всё это к святости, также, как и Земля Израиля духовно возвышенна над другими землями).

Разделение между святостью и материальностью это то, что установил Всевышний. Он разделил эти два аспекта и теперь Он требует от нас внедрить духовную святость в нашу материальную жизнь (как и следует из выше приведенного комментария РАШИ): «По Его желанию была дана им [для материальности] и по Его же желанию была забрана у них и передана нам [для духовности]. Если еврейский народ освящает духовностью свою материальную жизнь, то этим он исполняет волю Всевышнего и внедряет духовную святость в этот материальный мир!                                                                                                                                                                                

Целью создания человека является желание Творца иметь компаньона, помощника в ежемгновенном созидание мира. Присутствие Б-га в мире не ощутимо — слово «мир» (на иврите «ОЛАМ») происходит от слова «сокрытие» («ЭЙЛЕМ»), мир духовно» пуст» («ХАЛАЛЬ»), а это слово связано со словом будничное (не святое) («ХОЛЬ»), а это слово в свою очередь связано со словом «болен» («ХОЛЕ»). Наконец, все это связано с миссией человека на земле — делать мир лучше, делать его святым, т.е. пригодным для раскрытия в нем Творца. Мир, который на первый взгляд кажется чем-то завершенным и совершенным на самом деле нуждается в исправлении.

Приведу маленькую историю из Талмуда: однажды римский наместник в Израиле — Руфус Бутрус вызвал к себе во дворец самого уважаемого им еврейского мудреца — рабби Акиву — и задал ему с издевкой такой вопрос: «Скажи, что прекрасней — творения Создателя или творения рук человеческих?» Рабби Акива сказал, что ответ он даст завтра. На следующий день он пришел во дворец с двумя небольшими мешкам, в одном были свежие благоухающие булочки, а во втором колосья пшеницы. «Ну Бутрус, чем тебя угостить, тем что сделано человеком или Б-гом?» — спросил он.

Работа человека заключается в том, чтобы исправить мир, сделать его святым, раскрыть в нем Творца — источника всего живого. И это тема нашей недельной главы «Берейшит» — Всевышний создал «завершенный» материальный мир и поместил в этот мир созданного взрослым Адама, который мог немедленно приступить к миссии возложенной на него Творцом — обрабатывать и охранять райский сад. И тут мы как бы случайно натыкаемся на решение одной из самых сложных проблем, возникающей у людей ищущих решения вопроса о возрасте мира.

Б-г просто создал мир и все, что в нем » старым» в возрасте, который ученые сегодня определяют как миллионы или миллиарды лет. И вполне возможно, что ученые правы — с точки зрения науки мир очень стар и это совершенно не противоречит Торе, просто они не понимают духовный смысл Творения. И это вызывает их недоумение по поводу того, что мироздание было создано за 7 дней, в то время когда бы следовало бы задать совсем другой вопрос — почему процесс творения занял целых 7 дней, ведь Всемогущий мог создать ВСЕ в одно мгновение? А ответ таков, что все было создано с соблюдением мельчайших деталей в соответствии с мистическим и абсолютно сокрытым от людей планом, называемым ТОРА.