Необходимо жить в ногу со временем. Ребе имеет в виду необходимость жить вместе с недельной главой Торы — с отрывком этой главы, который выпадает на данный день недели. Не только ежедневно изучать недельную главу, но и жить вместе с ней». «Берешит» — радостная недельная глава, но конец ее грустный. Глава «Ноах» — это потоп, но конец недели — радостен — родился Авраам, отец наш. По-настоящему радостная неделя — это неделя главы «Лех-Леха».
Каждый день недели мы живем с Авраамом, отцом нашим, — первым, кто жертвовал собой во имя распространения Б-жественности в мире. И свою способность к самопожертвованию Авраам, отец наш, передал в наследие всем евреям. Когда Всевышний сообщил Аврааму о том, что у него родится Ицхак, Авраам ответил: «Пусть хотя бы Ишмаэль будет жить пред Тобой», то есть, пусть хотя бы он будет идти Твоими путями. Но Всевышний ответил Аврааму, что нет — «[Именно] в Ицхаке будет твоё продолжение», хотя и «Об Ишмаэле Я тебя услышал», то есть и от него будет тебе радость, но настоящее счастье ты будешь иметь от Ицхака.
Тора в комментариях рассказывает нам об Агар — матери Ишмаэля — как о праведной женщине. Она была дочерью египетского фараона, оставила роскошный дворец своего отца и отправилась с самопожертвованием, чтобы быть рабыней в доме Авраама. Её поведение было до того праведным, что сравнивалось с воскурением благовоний, которое воскуряли в Храме. Поэтому её назвали также Ктура (от общего корня со словом «воскурение» — на иврите «кторет»). Естественно, что своего сына Ишмаэля она воспитывала также в праведном духе. Поэтому Аврааму было достаточно Ишмаэля и он надеялся, что тот принесёт ему счастье. Так почему же Всевышний не удовлетворился этим и желал именно Ицхака?
Существует два очень существенных различия между Ишмаэлем и Ицхаком. Ишмаэль родился естественным образом. Рождение же Ицхака являлось таким чудом, что даже Аврааму было тяжело поверить, что это может произойти. А во-вторых, союз между Ишмаэлем и Всевышним [обрезание] произошло, когда Ишмаэлю было 13 лет — в возрасте, когда есть уже у человека умственные познания и понимание того, что происходит. Ицхак же был обрезан восьмидневным, в возрасте, когда невозможно вообще понять смысл этого действия. Ишмаэль отождествляется с природой, с обычным мирским укладом. Даже когда был заключен союз между ним и Всевышним, то всё это было в рамках человеческого разума и понимания. Эта связь, как такова, зависит от уровня знания и понимания. Это всё, конечно, очень красиво и хорошо, но это не есть настоящая еврейская сущность! Еврейский народ по своей сущности находится над природой. И это должно выражаться также и в том, что этот народ должен произойти именно от того, чьё само рождение уже являлось чудом.
Связь евреев со Всевышним не ограничивается никакими смысловыми понятиями. Поэтому прародитель этого народа должен был вступить в Союз обрезания тогда, когда у него ещё отсутствовало умственное понятие и познание. Всевышний не удовлетворяется той связью, которую представляет Ишмаэль. Эта связь внешняя и она зависит от того, какое образование и воспитание получил ребёнок. А если обстановка и образование не вызывают тяготение человека ко Всевышнему? В таком случае человек вообще не будет ощущать никакой связи со Всевышним. Поэтому Всевышний желал именно Ицхака. Ицхак символизирует собой связь, которая выше разума и понимания. Такая связь изначально заложена в саму еврейскую сущность и не зависит от уровня образования, которое еврей получил. Еврей связан со Всевышним только лишь потому, что он еврей! И пусть даже он пока ещё не получил еврейского воспитания, всё равно в своей душе он верит во Всевышнего и связан с Ним, как отец связан с сыном! В этом и заложена основа еврейского воспитания.
Еврейское самосознание невозможно обосновать только лишь на умственном понимании, полагаясь лишь на то, что ребёнок, когда вырастет, сам выберет путь еврейства. Такое понимание ограничено и зависит от обстоятельств. В нём отсутствует фактор постоянства. Еврейство в ребёнка необходимо внедрять так, как будто это вещь, которая никак не зависит от уровня умственного познания и понимания. Внедрять как самую основную и обычную вещь, которая укоренена в самой еврейской сущности и выше всех сомнительных обстоятельств. Таким образом будет расти поколение евреев, до самопожертвования связанных со своим еврейством. Тогда и родители будут иметь от своих детей настоящее еврейское счастье, как в материальном, так и в духовном смысле!
##Почему Авраам не сделал себе обрезания до 99 лет?
Мы читаем в Торе, что праотец Авраам сделал себе обрезание в возрасте 99 лет. Возникает вопрос: мы знаем из Талмуда, что Авраам соблюдал все заповеди Торы еще до того, как Тора была дана. Тогда почему он ждал так долго, пока сам Всевышний не дал ему указание сделать обрезание? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять разницу между заповедями, которые соблюдали наши праотцы, и заповедями, которые соблюдаем мы с вами после дарования Торы.
Ребе объясняет, что соблюдение заповедей нашими праотцами происходило с их собственными силами. Они не обладали теми особыми, дарованными Свыше силами, которыми Всевышний наделил еврейский народ во время дарования Торы. Поэтому, хотя и праотцы соблюдали заповеди с материальными объектами нашего мира, они не могли внести святость в эти объекты. Классический пример этого — история о том, как Яаков совершал манипуляции с ветками и посредством этого привлекал в мир святость, которая соответствует исполнению заповеди тфиллин (см. «Зоар» I 162а). Но после всего этого, палочки оставались кусками дерева без всякой святости в них. С одной стороны, когда мы сегодня исполняем заповеди, то благодаря полученной от Всевышнего силе, мы способны освящать материальные предметы и превращать их в святые. Но, с другой стороны, хотя наше исполнение заповедей намного выше чем то, что было у праотцов, но именно исполнение заповедей праотцами перед дарованием Торы дало нам возможность и силу исполнять заповеди с материальными предметами.
Как сказано: «Дела отцов — знак для детей». Это значит, что дела праотцов являются знаками, которые дают силы и прокладывают путь нам, детям. Поэтому, — продолжает объяснять Ребе, — необходимо, чтобы хотя одна из заповедей, которые выполняли наши праотцы, была похожа на то, как мы выполняем их сегодня. То есть, эта заповедь должна была проникнуть в материальный объект и сделать его святым. Благодаря этому все остальные заповеди, совершаемые нашими праотцами, также будут связаны с заповедями после дарования Торы. Теперь уже понятно, что этой заповедью стало обрезание. Эта заповедь отличается тем, что она создает святость в самом материальном предмете и эта святость остается в нем навсегда.
Сейчас нужно разобраться в этом более глубоко. Заповедь обрезания включает в себя два аспекта. С одной стороны, она выражается в одноразовом действии — обрезании крайней плоти. С другой стороны, эта заповедь продолжается длительное время (человек должен быть обрезан и он не должен быть необрезанным). Отсюда мы видим две вещи: 1. Заповедь обрезания влияет на сам орган, в котором происходит качественное изменение. Этого, к примере, не происходит с рукой, на которую накладывают тфиллин. 2. Заповедь обрезания действует не только во время самого процесса обрезания, а продолжается в течение всей жизни человека. Действительно, также и другие заповеди после дарования Торы оказывают влияние на тело. Например, когда мы накладываем на руку и голову тфиллин, то тем самым очищаем руку и голову, но это только очищение, а не то, как если бы тфиллин всегда находился на руке.
На основании вышесказанного мы можем понять, почему Авраам так долго ждал и не исполнял заповеди обрезания, пока Всевышний не дал ему указание сделать это. Дело в том, что эта заповедь похожа на заповеди после дарования Торы тем, что привлекает святость в материальный предмет. Сам Авраам не смог бы сделать это, поэтому он ждал указание Свыше. Указание, которое получил Авраам от Всевышнего: «Уходи из страны своей и из дома отца своего», когда Аврааму было 75 лет! То есть, Тора не только не считает нужным описывать личность Авраама, каким он был до этого указания. На самом же деле, Тора хочет подчеркнуть здесь главную сущность еврейского народа.
Преднамеренное опускание Торой истории жизни Авраама до указания «Уходи» – ЛЕХ, учит нас, что именно с этого момента начинает формироваться сущность еврейского народа и само существование евреев. Связь еврея со Всевышним базируется не на этом ограниченном людском понимании. Эта связь заложена в самой сущности еврея. Связь еврея со Всевышним — она как связь между отцом и сыном и она опирается на факт того, что сын является частью своего отца! Это очень глубокая и великая связь, связь которой невозможно достичь человеческим разумом и пониманием.
Только Всевышний, Который избрал еврейский народ и сотворил эту великую связующую, только Он в состоянии создать такую связь между Собой и Своим творением. Это отражается в указании Аврааму «Уходи». Это был момент,когда Всевышний сказал Аврааму: «Оставь то, кем ты был до сих пор и отправляйся в самую наивысшую сущность!» В этом указании Всевышний возвышает Авраама со статуса обычного человека и переводит его в статус еврея — человека, который связан со Всевышним всей своей сущностью и связь эта намного выше, чем связь в статусе обычного человека! Отсюда исходит особый глубокий взгляд на каждого еврея, который начиная с указания «Уходи» распространяется на всех евреев.
Каждый еврей, каким бы он ни был, связан своей сущностью со Всевышним и связь эта выше человеческого разума и понимания! Когда нам встречается еврей, который на данный момент не имеет открытой связи с еврейским образом жизни, нельзя ждать, когда он начнёт учиться и своим умом дойдёт до понимания важности изучения Торы и соблюдения заповедей. Необходимо сразу же начинать с «Уходи» — с практического исполнения воли Всевышнего, так как еврей изначально уже связан со Всевышним всей сутью своей души! И более того: начиная практически исполнять волю Всевышнего, еврей удостоится того, что к нему придёт осознание и понимание того, что он делает!