Известно всем, что, уходя из жизни ни чего с собой не унесёшь, а на против, уходя из жизни, оставляешь все нажитое-заработанное трудом и не только, но и все лучшее приобретённое в этой школе под названием «дорога – жизни».При рождении ребёнка в семье его нарекают именем, автоматически ребёнок приобретает фамилию, становиться членом семьи, приобретает принадлежность к своему роду.
Вот так в 1900 году в семье Биномини Илье и Споры, в городе Самарканд родился мальчик, которого назвали Ариэль. Ариэль Беняминович Исхаков. В семье было три дочери и шесть сыновей старшие сестры Сара и Ривка , за ними шесть братьев Исак, Риби, Ари, Идио, Маркэль, Мани и самая младшая сестра Адизой. Ариэль – мой дедушка был пятым ребёнком.
Начало века. Самарканд – отсталая окраина царской России, период революционного переворота в городах России. Период разрушений, погромов запретов изучения Торы.
Семья Биномини Илье – одна из семей бухарских евреев, проживавших в старой части города. Семья, в которой не смотря на трудности революционного времени, соблюдались еврейские обычаи, отмечались еврейские праздники соблюдались шабаты и кашрут, занимались изучением Торы и следовали ее правилам.
Биномини Илье был человеком добрым и отзывчивым любил друзей за что друзья его называли Биномини Дабоши. В последствии Биномини Илье становится Биньямином Исхаковым. Произошло это так: два коренных самаркандца, жители одной махали Ильяев и Исхаков занимаются изучением Торы, ходят в одну синагогу, постигают основы «ахават хесед» и, следуя завету «коль Исраэль хаверим», становятся настоящими друзьями.
У одного из них, у Исхакова, на протяжении всей жизни нет детей и это очень огорчает его омрачает ему жизнь. Поняв состояние своего друга, Биньямин Ильяев меняет свою фамилию и становится Биньямином Исхаковым, таким образом сохраняя память о своём друге, ушедшем в мир иной без детей, и передает эту фамилию всем своим детям.
Постоянно делая пожертвования не забывает о службе Всевышнему, участвует во всех религиозных ритуалах, безвозмездно помогая в организации свадеб, похорон и поминок, оказывает финансовую помощь жителям общины в приобретении жилых домов. Биномини Дабоши прожил долгую жизнь, получив в награду долголетие и добрую память за все сделанное для общины. Биномини Дабоши или уже Исхаков Биньямин Ильявичь уходит в мир иной в возрасте 106 лет, оставляя детей последователями Торы.
Детей Биньямина бог наделил разными характерами и способностями. Ари с молоду много трудился, подрабатывая на базаре куплей и продажей товаров, помогая родителям материально, поддерживал семью. Будучи человеком волевым любил быть среди друзей, обладал коммерческим талантом. В то время в разных городах средней Азии в разные дни недели организовывали базары, куда съезжались купцы и занимались торговлей обладатели небольших торговых лавок.
Высшего образования Ари не получил, послать сына на обучение в другой город не было возможности. В возрасте 25 лет Исхаков Ари женился на одной из дочерей очень известного в еврейской общине купца Якова Некталова, красавице Сури.
Сури была восемнадцатилетней высокой красивой девушкой.
Ари, полюбив свою избранницу, постоянно одаривал ее красивыми дорогими тканями и украшениями из золота. В отношениях между мужем и женой было много любви и взаимопонимания и очень редкое проявление заботы друг о друге. Сури была не только красивой, обладала скромностью, была спокойной девушкой с уживчивым дружелюбным характером, отличалась чистоплотностью.
Семья жила отдельно от родителей на съёмной квартире. Вскоре молодые приобрели дом в старой части города, на улице Кокандской, чтобы сохранить быт и религиозные обычаи евреев, с учетом расположения в близи от еврейской синагоги Гумбаз и еврейского кладбища.
Через год в семье появился первенец Бхор, а за ним погодки Мафрат и Адина. Несколькими годами позже Оснат, Ошер и Лиза.
В доме всегда много гостей, собираются родственники, друзья и всегда рады гостям, особенно в шабат. Ари часто ездит в Москву, поддерживая тёплые отношения c родственниками жены Авнером Левaевым мужем рабанит Ханы Левaевой.
1930 год! Приближаются годы репрессий. Ари постоянно ходит на вечерние собрания в школу рабочей молодёжи, продолжает заниматься изучением Торы, ходит в синагогу участвует, в обустройстве синагоги Гумбаз.
Даже у самого доброго улыбчивого и дружелюбного человека есть недоброжелатели. Как бы то ни было, те же соседи и даже евреи записывались агентами в органы НКГБ и доносили на своих знакомых из общины, тех кто не принимал власти большевиков, или не разделял их взгляды. Впоследствии этих доносов не раз приходили в дом к Ари с многократными обысками. Ничего не найдя, забирают в следственный комитет и по сфабрикованным лживым несправедливым обвинениям в 1942 году, сажают в тюрьму, со сроком на пять лет, отсылают в далекий Актюбинск.
Вся тяжесть быта военного времени перекладывается на плечи старшего сына Бхора, ещё только начавших учиться на фельдшерских курсах, Мафрат и Адино и еще не закончившую школу Оснат. В трудные военные годы семья остаётся без кормильца, дети лишаются отцовской заботы и отцовской защиты.
Рано повзрослевший пятнадцатилетний, Бхор подружился с размещёнными в их доме новоприбывшими беженцами, в общении с ними изучает идиш, устраивается на работу и помогает в решении их проблем, переводя им с идиша на узбекский, русский и таджикский языки.
Непоколебимая Сури терпеливо сносит трудности пребывания мужа в тюрьме, обеспечивает доставку передач, заботится о детях,
Защищает от постоянных преследований участкового милиционера, вернее милиционерши Назаровой, безжалостно разгоняющей детей с базара хорошо знавшей, что в доме нет отца и дети занимаются на базаре продажей кашерного мяса и сухого зелёного чая, чтобы прокормиться.
Сури прилагает все усилия чтобы сохранить свой очаг. Ей удаётся удержать детей от дурного влияния, непристойного поведения и привить детям умение заботы друг о друге. Подросток Оснат заботится о маленькой Лизе. Пятилетняя Лиза ходит в школу чтобы отнести бутерброд первокласснику Ошеру. Сама Сури навещает больных соседей, оказывая им помощь. Не теряя веру в Творца, спокойная уверенная в своей вере, надеясь только на его добрые проявления и знамения ходит в синагогу, прося в молитвах о возвращении мужа.
И происходит чудо. Проходят страшные ужасные годы тюремного заключения, остаются пережитыми голод, холод, сильные ветра, сбивающие с ног и уносящие человека. Все осталось позади в 1946 году Ари возвращается в свой дом к бережно, сохраненному очагу.
Он находит в себе силы как прежде ездить по городам привозя в свой город недостающие продукты и товары и не забывает о службе Вс-вышнему, большее время отводя молитвам и делам синагоги Гумбаз.
В течении двух трёх лет выйдя замуж оставляют дом три старших дочери Адина, Мафрат и Оснат. Уезжают за мужьями в разные города, приобретая любовь со стороны родственников мужей своей красотой, смекалкой природной выносливостью и трудолюбием, умением вести хозяйство, терпеливо справляясь с житейскими трудностями. После окончания армейской службы возвращается в родной дом и женится старший сын Бхор. Младшие Ошер и Лиза продолжают учебу в школе. В семье рождаются внуки на наполняя звонким смехом и играми большую веранду и двор. У дедушки хватило мудрости воспитывать детей в духе еврейских традиций и на этой основе формировать в них высоко нравственную еврейскую культуру, трудолюбие гостеприимство, готовность служения Всевышнему и общине.
Внуки окружены большой заботой бабушки Сури и Ари-бобо. С раннего детства внучек бабушка приучает аккуратности и чистоте, дедушка приучает внуков носить кипу или головной убор, произносить брахот перед едой, обучает правильному песнопению шабатних песен.
Учит первыми здороваться при встрече со знакомыми вежливому и уважительному отношению к окружающим не обижать людей и не держать в себе зла на обидчика, пытаясь отомстить ему. Учит умению прощать ближнего, умению искренне просить прощения у Б-га.
Жизнь семьи становиться слаженной. В доме всегда достаток. Если покупались продукты, то покупались за раз ведро яиц, если пшеничная мука, то сразу мешок, если масло, то большая фляга. Всегда много гостей, как прежде собираются родственники друзья и как прежде их радужно принимают в шабат. И снова внуки наполняют звонким смехом большую веранду и двор
Был в жизни Ари и такой случай. Как-то в шестидесятые годы приехал в Самарканд всеми известный чемпион мира по игре в шахматы Анатолий Карпов. Увидев на площади в тени не большую группу людей, наблюдающих за тем, как дедушка Ари соревнуется в игре в шашки, Карпов решает сыграть в шашки с Ари. Дедушка выигрывает у Карпова партию в шашки.
На протяжении многих лет в разное время года не смотря на трудные погодные условия в дождь и в снег, в холод и в жару дедушка с бабушкой взявшись рука под руку ходили в. синагогу. Вместе с бабушкой они прожили больше пятидесяти пяти лет совместной жизни.
В 1994 году дедушка Ари уходит из жизни. Покидая этот мир, дедушка оставил в наследство своё доброе имя, не запятнанное завистью к кому либо, лживыми клятвами и предательством друзей. Что может быть ценнее? И какие богатства мира можно сравнить с таким дорогим, бесценным наследием- « тов шем ми шемен тов».
Маргарита Фузайлова