Когда Йеуда подошёл к Йосефу, чтобы спасти Биньямина, то он высказал Йосефу очень тяжёлые вещи и объяснил, почему он заботится о Биньямине, больше, чем остальные братья: «Я, раб твой, в ответе за этого юнца». Эта ответственность упоминается ещё и раньше, когда Йеуда уговаривал Якова отпустить с ним Биньямина: «Я ответственный за него!» Как сказано в Талмуде, законы ответственности мы учим на примере Йеуды. Эта ответственность похоже на то, как если бы гарант на ссуду лично получил эту ссуду. Так и Йеуда полностью препоставил себя Биньямину, как будто бы это он, Йеуда, борется за своё личное освобождение.
Идея ответственности на самом деле существует между всеми евреями, как высказывались наши мудрецы: «Все евреи в ответе один за другого». Каждый еврей в ответе за ближнего на самом высоком уровне — как будто бы это он сам находится на месте другого еврея. И эта мера ответственности берёт начало у Йеуды, так как она тесно связана с его сущностью. Народ Израиля сравнивается с единым телом, которое состоит из различных органов. Единство между органами можно рассматривать с двух позиций: во первых каждый орган является частичкой целостности всего тела и отсутствие какого-либо органа влияет на эту целостность. А во вторых, каждый орган не только влияет на целостность тела, но также и дополняет один другого: голова, например, не сможет ходить сама по себе без помощи ног. Значит, ноги дополняют собой голову.
Из этих двух примеров видна уникальная особенность каждого органа, как в том, что он дополняет целостность всего тела, так и тем, что они (органы) дополняют личную целостность друг друга. Но существует ещё более высокий уровень: когда каждый отдельный орган понимает, что главное это не его личная сущность и особенность, а главное это то, что он является частью единого организма — человеческого тела. Это ощущение и создаёт настоящее единство, в котором нет различия между различными частями тела. Так и у еврейского народа: есть единство, как следствие того, что каждый еврей является звеном в единстве всего народа, есть единство, в котором еврей своими личными качествами дополняет личность другого еврея.
Но есть и самая наивысшая ступень, это когда каждый еврей ощущает себя частью общей сущности всего еврейского народа. В этом случае не существует никакой разницы между двумя различными евреями. И такое единство нашло выражение именно у Йеуды, про которого сказано, что он является королём над всеми коленами еврейского народа. Из-за этого королевского уровня у Йеуды есть ощущение того, что каждый отдельный еврей является ни чем иным, как частью общности еврейского народа. По этому Йеуда встал на защиту брата так, как будто это он борется лично за себя.
Такое единство является единством полного Освобождения, про которое сказано в отрывке из Пророков (читаемом на этой неделе): «Единый король будет у всех». И этот король — Король Мошиах из колена Йеуды, который придёт и избавит нас немедленно сейчас! Один из волнующих моментов недельной главы «Ваигаш» — раскрытие Йосефа своим братьям и встреча близких через много лет разлуки. Среди прочих трудностей, которые возникли перед братьями в этой ситуации, была и такая: как сообщить радостную новость отцу? Поверит ли он? Сможет ли в своем возрасте перенести потрясение такой силы?
Мидраш рассказывает, что там, где слова оказались бессильными, на помощь пришла музыка. Дочь Ашера, Серах, была чутким музыкантом и благодаря этому таланту смогла правильно подготовить и настроить своего деда к принятию новости о Йосефе. Давайте внимательнее присмотримся к этой истории и попробуем выучить из нее несколько уроков для себя. Братья не знали, как сообщить Яакову весть о том, что Йосеф все эти годы жил в Египте. Когда они подошли к дому Яакова, первой, кого они увидели, была дочь Ашера Серах. Серах славилась игрой на арфе, и братья попросили ее сообщить радостную новость с помощью песни. Серах зашла в шатер Яакова, заиграла нежную мелодию, а затем запела: «Мой дядя Йосеф по-прежнему жив; он владыка всего Египта!» Яаков наслаждался музыкой, и в благодарность благословил Серах долголетием и вечной жизнью. Благословение Яакова исполнилось. Серах дожила до времен короля Давида и вошла в число тех праведников, которые попали в Ган Эден живыми. Дочь Ашера получила награду по принципу «мида кенегед мида», мера за меру: ей была дарована вечная жизнь за то, что она вернула к жизни душу Яакова, на которую сразу же снизошел «руах а-кодеш».