Шмот

                                                                                                                                                                                                

В недельной главе «Шмот» Всевышний впервые называет еврейский народ своими сыновьями: «Первенец мой, Израиль». И здесь в этом высказывании упоминаются два аспекта: во-первых «сын» — т.е. еврейский народ является сыном Всевышнего. А во-вторых «первенец» — т.е. не просто сын, а первенец — самый старший и самый важный, как это объясняет РАШИ, что «первенец» сродни «величию». Множество раз подчёркивая преимущество евреев, упоминается эпитет «младший сын» и мудрецы связывают это со словами «юнец Израиль и Я его люблю», что именно из-за того, что народ является «юнцом», Всевышний его любит.

Мудрецы также приводят пример короля, у которого было много детей, а он любил самого младшего больше всех остальных. Но в данном случае (глава «Шмот»), Всевышний подчёркивает именно то, что еврейский народ является Его первенцем. Разница между младшим и старшим сыном заключается в том, что любовь отца к взрослому сыну может исходить не только из того, что он является ему (отцу) сыном, но также и из того, что он, допустим, умный, с хорошими чертами характера, очень внимательно исполняет заповедь почитания родителей и т.д. Это уже любовь по причине и чем больше причин, тем сильнее любовь. Любовь же к маленькому сыну не связана ни с какими его особенностями. Даже если маленький ребёнок уважает своего отца, это никак не указывает на его (сына) характер или манеры, потому что это естественно, что маленький ребёнок любит своего отца и он слушается отца во всём. Любовь отца к маленькому сыну исходит только лишь из того, что этот ребёнок является ему (отцу) сыном и поэтому эта любовь более сильная, т.к. она не зависит ни от каких дополнительных факторов.

Несмотря на то, что величие еврея является в изучении Торы и исполнении заповедей, он (еврей) должен ощущать себя маленьким ребёнком, у которого нет никаких достоинств и который исполняет волю своего отца простым «принятием ярма». Такое поведение еврея пробуждает во Всевышнем огромную любовь к своему народу. В то же время, еврей должен находиться на уровне «сына — первенца» (взрослого сына). У еврея должно присутствовать величие в изучении Торы и соблюдении заповедей, благодаря которым еврей считается «взрослым сыном» и любовь Всевышнего к евреям в таком случае основывается и на этих (еврея) качествах. Но даже и в этом случае, вначале стоит слово «сын Мой» и только потом «первенец». И объясняется это тем, что в любом из случаев связь еврея со Всевышним такова, что они являются одной нераздельной реальностью.