В 11-й день месяца Тевет по еврейскому календарю в Израиле отмечают День языка иврит. Дата – день рождения Элиэзера Бен-Иегуды, возродившего древний язык, популяризовавшего и адаптировавшего его к современным реалиям. В 2023 году День иврита отмечают в январе. Впрочем, «отмечают» — громко сказано: о нем мало кто помнит, кроме профессионалов, да и внимания изучению самого языка уделяется меньше, чем следует.
Недостаточный уровень владения государственным языком – барьер на пути профессиональной и социальной интеграции новых репатриантов, который порою становится непреодолимым. В то же время очереди в «ульпан иврит» — субсидированный класс, где обучат языку – приходится ждать месяцами, и не каждый новоприбывший может финансово это себе позволить.
— Сегодня не хватает учителей иврита. И в то же время мы никому не нужны. Раньше не было ставок, было очень тяжело устроиться в министерство образования. А сейчас много ставок, но никто не идет. Работает порядка 450 учителей. 4 года назад нас было 600. Старшие уходят на пенсию, а новые приходят редко. Еще процентов 30 педагогов, если не больше, от пенсионного возраста отделяют 2-3 года. А новых учителей просто невозможно привлечь, поскольку нечем, — говорит «Деталям» Сузи Атар, замдиректора ульпана «Гордон» в Тель-Авиве и член представительного комитета ульпанов по борьбе за права учителей.
— Остаемся мы, примерно 300 учителей, которые должны дать знания в полном объеме и принять вызов, — продолжает беседу преподаватель иврита Элла Канчик. — Нас физически нас не хватает. И нам физически не хватает. Нам добавляют какие-то 500 шекелей, потом их же вычитают ретроактивно. Когда Яффе Бен Давид (главе профсоюзной организации педагогов, к которой относятся и преподаватели в ульпанах – прим. «Детали») сказали, что готовы доплачивать по 500 шекелей преподавателям ульпанов, она ответила — не надо, мы оформим собственное соглашение. В итоге никакого соглашения о нас нет. Потом учителя получили деньги, а позже министерство спохватилось: «Ой, это ошибка!» — и отобрало их назад.
Учителя ульпанов – единственные, кому государство доплачивает, поскольку мы получаем меньше минимума. Если вычесть эту надбавку, наша зарплата — 5000 шекелей в месяц.
Мы работники министерства образования. Нас представляет профсоюз, которому мы постоянно платим взносы. Но с 2007 года в реформы, которые проводились для учителей, нас не включали. Не знаю, почему. Мы выходили на все митинги, участвовали во всех забастовках, принимали активное участие во всех этих протестах. Последняя реформа вступила в силу 1 сентября 2022 года, но нас проигнорировали.
Есть финансовая программа «Офек», по которой сейчас, в свете новой реформы, начинающий преподаватель в школе будет получать 9000 шекелей брутто. Но мы не включены в эту программу. Есть учителя, которые в сельскохозяйственных школах учат выращивать клубнику или кабачки. Они в программу включены. Учителя, которые везут учеников гулять по стране? Тоже. Как они туда попали? Им было на кого влиять наверху. А у нас не хватает политического влияния, нам не хватает локтей. И теперь начинающий учитель любого предмета получает 9000 шекелей, а начинающий преподаватель иврита — 5000.
— Кто пострадает, если завтра преподаватели иврита в ульпанах найдут себе другую работу?
— В этом большая разница между нами и учителями в школе: если учителя в школы выйдут на протест или на забастовку, властям не дадут жить родители, потому что тогда дети останутся одни дома и родителям придется брать выходные. Это сказывается сразу на большом количестве людей. Родители поднимут крик, и власти быстро начинают искать решения. А наш контингент безгласен, он еще не может говорить, что его обделили. Это — удар именно по той части репатриантов, которая хочет активно интегрироваться в общество.
А ведь первые дни в Израиле — критические. Для новоприбывшего это переформатирование, перерождение. Первые шаги здесь определяют его будущее. Первые мысли и первые чувства потом откликнутся.
Многие страны встречают большое количество эмигрантов. Но только в Израиле обучение языку поставлено на системный уровень с самого начала. Это была гениальная находка Бен Гуриона, который упорядочил преподавание. Раньше человек, приезжая, сразу оформлялся в ульпан и ему было хотя бы на полгода обеспечено психологическое спокойствие: он знал, что утром учится, потом делает уроки, и не должен думать про деньги, потому что получает корзину абсорбции.
Это давало возможность спокойно, с относительно легкой посадкой начать свою жизнь в новом мире. Сейчас же говорят: подожди два, три, пять месяцев. Ты начинаешь лихорадочно думать — что же делать? Искать любую работу? Срочно учить язык, но частным образом и платно? Это излишний стресс. В худшем случае человек находит работу, и потом уже не возвращается учить иврит. У меня было много таких учеников, которые должны были идти работать. И них не было возможности эксклюзивно посвятить пять месяцев языку. Эти люди остались в своем языковом гетто — им хорошо в нем, им как будто ничего не нужно, они не чувствуют себя обделенными – пока не наступает ситуация, в которой без иврита не обойтись.
— Одним некогда, другие стесняются, третьи говорят, что стары уже за парту садиться…
— Моему самому пожилому ученику было 76, когда он начал учить иврит. А ученице — 82. Рав Кук сказал: захоти бежать, и будешь доволен. Только нужно сначала захотеть. Вот в итоге, по этим желающим бежать государство и бьет.
Была газета Шаар-Ле-Матхиль (обучающее издание с реальными новостями на простом языке, с огласовками – прим. «Детали»), по которой учились, по-моему, все, кто учил иврит на разных уровнях. Она была так умно построена, что человек накапливал определенный словарный запас, хотел он того или нет. Но в один дурацкий момент ее закрыли. Еще до «короны». Тогда редактор этой газеты Ципи Мазар сказала: ладно, пойдем дальше — и создала электронную версию. Это было отлично, она сохранила весь электронный архив прежней газеты, я могла зайти и прочитать любую статью по любой теме. Там были история Израиля, и история слов, словарь, праздники, информация про любую историческую личность. Каждый день короткая сводка новостей была, которую можно было прочитать, и услышать, и проверить незнакомые слова. И большие статьи. Человек мог учиться сам, не только находясь в Израиле. Закрыли! Министерство образования не продвигает этот проект.
— Государство не должно принимать решения, как частный бизнес, — продолжает тему доктор Илья Куперман, основатель компании «Электронное образование», глава секретариата Глобальной сети обучения для развития. — Государство не может заплатить за хостинг сайта? Это ужасно. Проект существовал за счет инициативы двух-трех сотрудников министерства, им пользовались не только израильские ульпаны, но и люди по всему миру много лет. И сейчас он умер, остановился — ровно потому, что эти инициативные люди делали его в государственной среде, а государство оказалось не способно их поддержать.
Пока люди эти есть и живы, дай Бог им здоровья, необходимо возродить газету. Министерство просто убило национальное достояние, честно говоря. Хотя конечно — идеально, чтобы она возродилась вне государственной системы. Проект важный, сионистский и стоит гроши. Я надеюсь, что моя компания сможет поучаствовать в финансировании помощи этому проекту.
— И всем другим проектам по ульпанам, — повторяет Элла Канчик. — В октябре 2021 года в Кнессете были слушания: «Без алии нет права на существование государства Израиль», «Деятельность ульпанов необходимо продолжать», «Бла-бла-бла…». Потом было много всякой писанины. Но вот документ – соглашение о зарплатах, подписано Гистадрутом учителей в октябре 2022 года. О нас — ни слова.
— Кризис в этой сфере такой же, как во многих других: тяжело во всех зонах, из которых государство не ушло. Иврит в данном случае не исключение, и раз государство не может этим управлять, нужно открыть этот рынок для частных компаний. — говорит Илья Куперман. – Открыть рынок. Вместо этого сейчас планируют, наоборот, инвестировать денег в новую монопольную систему. Но почему учитель должен работать за 5 или 6 тысяч шекелей? Если это рынок, компания может платить ему и 10, и 15 тысяч в месяц. А государство только должно давать людям ваучер, чтобы они сами решали, в какой ульпан идти. Сегодня существует невероятно продвинутые методы обучения языку. Есть технологии, которые позволяют сделать обучение эффективным. Мы все делаем в смартфонах — но до сих пор считаем, что язык лучше всего учить в классе.
— Грустно, — резюмирует Элла Канчик. – Но, повторю еще раз, это не только наши проблемы. Система не дает наиболее активным репатриантам эффективно интегрироваться в другой социум. И эта же система, если хотите, паразитирует на романтической приверженности оставшихся педагогов своим идеалам и привязанности к своим ученикам.
Писатель Эли Амир говорил о трех типах репатриантов: тех, что сразу чувствуют себя как дома; тех, которые всегда останутся в стороне и будут продолжать жить в своем кругу; и тех, кто будет всю жизнь искать баланс между тем, кем был, и тем, кем стал. Но не надо оставлять их в языковом гетто — хотя бы ради детей. А без педагогов новые репатрианты не начнут говорить на языке своей страны.
24 января 2023 года в Тель-Авиве состоится «Ваидат Ашморет» — профессиональная конференция, которую проводят Гистадрут учителей совместно с Министерством просвещения. Директора ульпанов иврита, после определенных трудностей, смогли зарегистрироваться для участия в ней, они озвучат свои проблемы. Но это не значит, что их услышат. «От нас всеми силами хотят отделаться», — полагает Сузи Атар.
Нателла Болтянская, Источник: https://detaly.co.il/, «Детали». Фото: Даниэль Бар-Он