Так закончилось время пророков

    

 С точки зрения государственной структуры, евреи первыми произвели разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительная власть находилась в руках царя. Законы определял парламент еврейского народа, состоявший из наиболее уважаемых мудрецов. Судебные разбирательства проводил еврейский суд — бейт-дин ( בית דין ), в состав которого входили люди, хорошо разбирающиеся в Законе.

Через 70 лет завоеватель Вавилона персидский царь Кореш (в русской литературе — Кир) разрешил евреям вернуться на свою землю. Вернувшись, евреи (их было чуть больше 40 тысяч) восстановили Храм. И весь период, пока он стоял, называется Эпохой Второго Храма.

Через год после завершения восстановления Храма в Иерусалим с группой в 1500 человек прибыл из Персии еврей по имени Эзра, известный своей учёностью и пользующийся большим авторитетом. Он обнаружил, что духовная жизнь евреев в Эрец-Исраэль — в упадке, люди пренебрегают изучением Торы и соблюдением ее законов. Да и о восстановлении нормальной хозяйственной жизни речи нет. Положение осложнялось тем, что немногочисленное в тот период еврейство перемешалось с шомроним ( שמרונים) — потомками язычников, переселенных в Эрец-Исраэль ассирийским царем вместо угнанных в рабство жителей Северного Царства. Шомроним (в русских источниках — самаритяне) частично переняли у евреев веру в единого Б-га и считали себя подлинными хозяевами страны, мешая евреям отстроить ее заново.

Вместе с богатым евреем по имени Нехемия, занимавшем до этого высокий пост в Вавилоне, Эзра смог восстановить в Эрец-Исраэль нормальную еврейскую жизнь: Иерусалим был отстроен, возобновилось изучение Торы, еврейские суды решали спорные вопросы в согласии с еврейским Законом. Снова было созвано собрание из 120 величайших еврейских мудрецов. Оно называлось Кнесет hа-гдола ( כנסת הגדולה ) — Великое собрание).

—————————————————————-

Четвёртое тысячелетие (с 3000 по 4000 гг) является второй половиной «Двух Тысяч Лет Торы», «четвёртого дня», сфиры Нэцах (именно в этот промежуток времени стояли оба Храма, случились Пурим и Ханука, учили танаим). В это же время великие Эзра и Нхэмъя вывели евреев из вавилонского изгнания.

В начале нисана 3328 года (432 г. до н.э.) вавилонский царь Нэвухаднэцар увёл в Вавилонское изгнание Еояхина аМэлэха (так называемая первая волна галута), оставив вместо него царствовать его дядю — Цидкияу аМэлэха, но уже в 3334 году Цидкияу, надеясь на поддержку египетского фараона, восстал против Вавилона.

Десятого тэйвэта 3337 года (423 г. до н.э.) войска вавилонян в пятый раз осадили Ерушалаим – и через год, в аве 3338 года, на девятнадцатый год царствования. Военачальник вавилонской армии Навурзадан разрушил Ерушалаим и Храм. Евреев, живших там, увели в Вавилонское изгнание (так называемая вторая волна галута), вместе с Цидкияу аМэлэхом.

Через полтора месяца, второго тишрэя 3339 года, в Мицпе был убит губернатор Иудеи Гэдалъя бэн Ахикам – и пророк Ирмияу вместе со своим учеником Барухом бэн Нэрия а-Софэром ушли в Египет. В 3346 году (414 г. до н.э.) Египет пал перед царём Вавилона, и пророк Ирмияу с Барухом аСофэром ушли в Бавэл. В 3350 году, на 12 год после Хурбана, святой Барух бэн Нэрия аСофэр принял бразды духовного правления над евреями от своего учителя пророка Ирмияу.

 В 3365 году, 25 адара, умер Нэвухаднэцар, и царём Бавэла стал его сын Эвил Мэродах, который в первый же год своего правления вывел из заключения Ехонию аМэлэха. У царя Ехонии в Вавилонском галуте родился Сар (Князь) Шалтиэйл, у которого родился сын Пэдая (он же Хахалъя). У Пэдаи же родился сын, которого назвали именем Зэрубавэл (так как родился в Бавэле) а также именем Нэхэмъя (после того, как успокоились известием о восстановлении Храма), который вскоре стал одним из приближённых министров персидского царя (главным виночерпием – на эту должность назначали только того, кому всецело доверяли свою жизнь).

Так написано в Сэдэр Олам Зута: «И умер Шалтиэйл — и встал после него его сын Зэрубавэйл, в 52 году от разрушения Храма, это 70 год Вавилонского царства.

Воцарился мидиец Даръявэш – и прекратилось царство Касдим (Халдейское, т.е. Вавилонское). И взошёл Зэрубавэйл в Ерушалаим вместе с (бывшими) изгнанниками в первом году царствования Корэша, царя Персии. Еошуа бэн Еоцэдэк – Первосвященник, а Хагай, Зхаръя и Эзра -пророки».

В 3390 году Даръявэш (Дарий), царь Мидии, вместе со своим зятем Корэшэм (Киром), царём Персии, убили Бэлшацара и прекратили существование Вавилонской Империи, основав Мидо-Персидскую Империю. Даръявэш царствовал один год, а после него царствовал его зять Корэш три года – тогда он и разрешил евреям отстроить Храм.

В 3391 году (369 г. до н.э.) Зрубавэйл (он же Нэхэмъя) поехал вместе с первосвященником Еощуа бэн Еоцэдэком из Вавилонии в Ерушалаим, чтобы начать строительство Второго Храма, но дал условие царю, что сам он вернётся назад в Бавэл (так называемая «первая волна алии»). Когда они уехали с группой евреев в Святую Землю, в Бавэле (тогда уже как части Персидской Империи) остался дядя первосвященника Еошуа – Эзра аСофэр и престарелый провидец Даниэл, прочитавший год назад на пиру наглеца Бэлшацара слова, написанные рукой ангела на стене:

«Мэнэ, Мэнэ, Тэкэл уПарсин». Опираясь на эти слова (вернее на шрифт, которыми они были написаны) Эзра аСофэр вскоре совершит революцию в софруте, изменив древний шрифт на новый (ашшури).

В месяце ияр 3391 года было торжественно начато строительство Второго Храма, но… в 3393 году (367 г. до н.э.) Персидской Империей стал править Ахашвэрош (укрепив своё положение династическим браком с Вашти, внучкой Нэвухаднэцара).

«Встал Ахашвэрош и прекратил постройку Храма, и хотел уничтожить еврейский народ. Но уничтожил Всевышний его и злодея Амана из мира».

В 3394 году Ахашвэрош приостановил постройку Второго Храма, и, повторив ошибку Нэвухаднэцара и Бэлшацара в подсчёте 70 лет, в 3395 году устроил пир, на который вынес священные Храмовые сосуды. Четырнадцатого адара 3405 года (355 г. до н.э.) произошло чудо Пурима. Вскоре Ахашвэрош помер, и с 3407 года стал править Даръявэш Второй, сын Эстэр, разрешивший в 3408 году возобновить строительство Храма в Ерушалаиме. Простояв 15 лет в недостроеном состоянии, 24 кислева 3408 года приступили к достройке Храма (Хагай 2:18) – и через четыре года, третьего адара 3412 года, Храм был полностью отстроен.

Написано в Сэдэр Олам Зута: «На восемнадцатый год (царствования) Мидии, это 70 год от разрушения Храма – взошёл Эзра аСофэр в Ерушалаим, и остаток (бывших) изгнанников с ним, и возвёл стены Ерушалаима, и достроил Храм. И вернулся Зэрубавэйл в Вавилон и умер там. И встал после него его сын Мэшулам. И в его дни правило Греческое царство, в 52 году (царствования) Мидии и Персии. И умерли Хагай, Зхаръя и Малъахи. тогда прекратилось пророчество в еврейском народе. Это был 3442 год от Создания Мира. Отныне евреи стали прислушиваться к словам мудрецов».