Рав Маркиэл бен Блурия

Октябрьский переворот 1917 года в Российской империи был национальной катастрофой, приведшей к гражданской войне, и установлению в России тоталитарной системы правления. Революция ознаменовала развал традиционных устоев во всех сферах жизнедеятельности населения, как в материальном, так и в социальном планах. Советская власть стремилась уравнять всех и во всем. С этой целью у богатых людей были конфискованы все ценности, а в духовном плане все религии объявлены в не закона, население, соответственно, должно было исповедовать атеизм.

В водовороте этих событий значительно пострадал наш этнос, и в первую очередь купеческие и богатые семьи, которые проживали, на тот момент на территории Туркестанского Генерал-губернаторства, и оставшейся части Бухарского эмирата. Все их имущество было национализировано и они, в большинстве своем, остались без средств к существованию. В те годы значительная часть наших соплеменников были верующими людьми, знали религиозную грамоту. До начала переворота молодежь получала начальное образование в «хедере», а наиболее талантливые продолжали учебу в ешивах и получали различные удостоверения, подтверждающие их религиозную грамотность в соответствующих областях, включая дипломы рабая.

Как известно советская власть преследовала всех, кто пытался проповедовать и преподавать основы еврейской религии, или имел отношение к синистскому движению. Часть религиозных деятелей уходило в подполье, а некоторые из них вели параллельный образ жизни: религиозный и светский, показывая лояльность советской власти. Эти люди, формально поддерживали строительство социализма, были законопослушными советскими гражданами, а нелегально, среди своих соплемеников, участвовали в привлечении подрастающего поколения к еврейскому образованию и идеям сионизма. Одним из таких, на долю которого на заре советской власти выпала такая участь, был мой дядя, Рав Маркиэл Кимьягаров бен Блурия.

Рав Маркиэл бен Блурия, сын купца Беньямина Кимьягарова [эта информация имеется в книге «Адрес-справочник Туркестанского края на 1910 г.». Сырдарьинский областной статистический комитет, Ташкент, 1910г. Составитель И.С. Ступаков] родился в 1904 году в городе Самарканде. Начальное религиозное образование получил в «хедере» своего деда, Або Кимьягарова. Затем продолжил обучение в ешиве известного рав-хахама Шломо-Лев Елизарова, прибывшего из Иерусалима. Рав Маркиэл был одаренным и способным учеником. К 13 годам он изучил и прекрасно владел языком иврит, знал еврейские традиции и обряды, имел глубокие знания Торы и Талмуда.

По окончании ешивы он получил удостоверение шохета, то есть мог проводить шхиту – ритуальный убой разрешенных в пищу скота и птицы, который производится согласно правилам, установленным Галахой. Рав Маркиэл имел разрешение на проведение “брит-милы”, мог проводить церемонию хупы, вести молитву. Он обладал достаточно глубокими знаниями и проводил беседы по еврейской тематике, приуроченные к соответствующим дням, такие как бар-мицва и бат-мицва, свадьбы, субботние дни, пурим и другим праздникам, а также траурным мероприятиям.

Рав Маркиэл обладал особой мудростью, которую называют “мудрость Торы”. Он имел достаточно высокий интеллект и мог очень тонко подойти к объяснению любых вопросов в духе еврейских традиций

Рав Маркиэл не просто знал Тору, но еще был прекрасный оратор, лектор и хорошо преподносил материал. Когда люди слушали его у них возникало желание узнать больше. Помнится, до отъезда в Израиль Рава Маркиэла, мне приходилось слушать, его речи на мероприятиях, в Самарканде. Он произносил очень содержательные притчи, а также различные проповеди, связанные с религиозной тематикой, с Талмудом.  Рав Маркиэл обладал энциклопедическими знаниями. Его авторитет в области знания еврейской религии был непререкаемым. Когда выступал Рав Маркиэл, в помещении всегда стояла тишина, все с замиранием сердца слушали его проповеди. И даже официальные рабаи никогда его не поправляли, так как в его толковании святых текстов не было никаких огрехов.

Рав Маркиэл кроме религиозно-еврейского образования изучал светские дисциплины и русский язык в русской школе, что в те годы было чрезвычайно важно для получения возможности работать на государственных предприятиях.

Трудовую деятельность Рав Маркиэл начал в подростковом возрасте. В 1917 году он обучился сапожному мастерству. Когда Советская власть в 1921—1929гг.  разрешила частное предпринимательство (НЭП), Рав Маркиэл вместе с тестем, Ильяухаимом Шакаровым открыли частный магазин, который соответственно просуществовал недолго, так как через некоторое время частное предпринимательство стало преследоваться.  В тридцатые годы в Самарканде была запущена шелкоткацкая фабрика «Худжум», он поступил туда на работу, на позицию кокономатальщика. Обладая хорошими организаторскими и ораторскими способностями Рав Маркиэл очень быстро стал продвигаться по служебной лестнице.

В тридцатые годы он избирался депутатом Городского совета Самарканда, председателем квартального комитета «махаллы», оставаясь при этом глубоко религиозным человеком. Часто выступая с докладами перед рабочими фабрики «Худжум» он становится пропагандистом и популяризатором достижений народного хозяйства, активным общественным деятелем среди светской части населения, не забывая при этом свою религиозную деятельность.

Но каток государственного антисемитизма, запущенный в СССР, не обошел стороной Рава Маркиэла и жестко прошелся по нему. Доброжелатели, в кавычках, информировали соответствующие органы о его приверженности к религии и сионизму. В конце 1936 года в разгар «большого террора», или как еще называют это время, «ежовщина», Рав Маркиэл был арестован органами НКВД (Наро́дный комиссариа́т вну́тренних дел СССР). Ему было предъявлено обвинение по статье 58 Уголовного кодекса СССР за сионистскую и антиправительственную деятельность. В обвинительном заключении указывалось, что в 1915 году он занимал должность секретаря сионистской организации в Самарканде и выполнял шпионские задания английской разведки. Простой арифметический рассчет показывает, что в это время он был одиннадцатилетним подростком, и отсюда соответственно вытекала вся абсурдность предъявленных обвинений.

Все это он пытался объяснить следователям в течение 1 года и 2 месяцев, того времени, в течение которого его удерживали в тюрьме. Чтобы добиться признания лживых обвинений предъявленных Раву Маркиэлу, следователи на допросах применяли к нему различного рода изощренные пытки, которые были на вооружении у всемирно прославившихся органов НКВД. Раву Маркиэлу по трое суток не давали спать, заставляли стоять на столе с раздвинутыми ногами, с привязанной к половым органам бутылкой с водой. Однажды его вывели на расстрел и заставили выкопать для себя яму. Зачитали приговор и выпустили несколько пуль в его направлении, которые просвистели около его ушей. Как в последствии рассказывал Рав Маркиэл, в тот момент он лютой ненавистью возненавидил Советскую власть и ее руководителей во главе со Сталиным. Известно, что в годы большого террора сверху спускалась разнарядка на необходимое количество, осужденных, растрелянных и т п. На местах чиновники, из репрессивных органов, усердствовали, то есть «лезли из кожи вон», чтобы выполнить это распоряжение. Поэтому кто не выдерживал пыток и оговаривал себя, тот погибал в тюремных застенках.

После того как мучители поняли, всю тщетность, своих попыток заставить Рава Маркиэла признать их клеветнические обвинения, он был оправдан и выпущен на свободу.  Ему предложили на фабрике «Худжум» высокую должность. Но он категорически отказался, потеряв всякую веру в советскую систему.

Чтобы уйти как можно дальше от кошмара, который пришлось ему пережить, Рав Маркиэл попросился на низкую должность, простого заведующего складом. В дальнейшем, до отъезда в Израиль, в 1973 году, он работал на этой должности в различных организациях: фабрика «Худжум», артель по выпуску кроватей, «Горпромторг».

В 1973 году, как только появилась возможность, рав Маркиэл с семьей репатриировался на историческую родину. По приезду на святую землю он быстро влился израильскую жизнь и активно включился в религиозную деятельность, так как хорошо владел языком иврит и имел соответствующее образование.

Рав Маркиэл поселился в г. Ор-Ехуда в районе, где проживали в основном бухарские евреи. Он работал машгияхом и активно занимался организацией строительства синагоги, которая в настоящее время носит имя «Канесои Есефча». Самой большой проблемой, было нахождение спонсоров для строительства синагоги, и он с этим справился. После окончания строительства 10 лет, с 1978 по 1988 год, Рав Маркиэл был главным рабаем в этой синагоге. Прихожанами были в основном бухарские евреи, эмигрировавшие из бывшего СССР.

Рав Маркиэл выступал с лекциями перед прихожанами, давал подробные и глубокие толкования глав Торы, следил за соблюдением религиозных предписаний, консультировал людей  по вопросам галахи,  давал различные рекомендации и отвечал на насущные вопросы, касающиеся соблюдения законов Торы, с которыми каждый день сталкиваются религиозные евреи,  тонкости соблюдения Cубботы, особые законы молитвы, непростые моменты, связанные с кашерностью пищи, бизнесом, а также вопросами, связанные с заключением брака и оформлением развода и многое другое.

Рав Маркиэл был женат дважды. Первый раз в 1923 году на Булор Шакаровой (1908-1942). В семье родилось 7 детей, из которых выжили только 3–ое. Второй раз он был женат на Еве (Яфо) Хасановой (1923-1997). Детей у них не было.

Скончался рав Маркиэл Кимьягаров бен Блурия в 1989 году, похоронен на иерусалимском кладбище.

Амнун Кимьягаров,

 кандидат технических наук, доцент, Президент Американского отделения Международной Академии по развитию технологий, Изобретатель СССР, член Союза писателей Израиля, член «Международной ассоциации творческой интеллигенции»