В начале главы «Бешалах» рассказывается, что Всевышний не повел евреев прямым путем к горе Синай: «И направил (— повернул, отклонил в сторону, повел кружным путем —) Б-г народ в обход дорогой через пустыню к Тростниковому морю…». «И направил» (отклонил в сторону) — на иврите выражено словом «ва-ясэв». Это слово имеет тот же корень, что и слово «причина» («сиба»). Всевышний является источником, первопричиной всего существующего и поэтому слово «причина» всегда намекает на Творца. Как это связано с рассечением моря и избавлением от фараона?
Алтер Ребе, первый глава ХАБАДа приводит такое объяснение: Еврейский народ называется в Торе (в разных местах) «начатком урожая», «сыном первенцем». Потому что, как написано в книгах каббалы, «мысль о еврейском народе предшествовала (всему) в мысли Всевышнего». И именно эта мысль — о том, как евреи в материальном мире будут соблюдать заповеди Творца с полным самопожертвованием — явилась исходным импульсом для Его решения сотворить мир. То есть евреи, точнее мысль Творца о еврейском народе, оказались причиной приведшей к созданию мира.
И поэтому, говорит Ребе, каждый еврей должен прийти, подняться к этому «уровню» — первопричины, к тому, как Творец (в Замысле которого они возникли) является первопричиной всего сущего. И вся суть еврейства выражается в Вере в то, что Всевышний является причиной всех причин и основой всех основ, первоисточником, (отделенным от всего) из которого возникли все миры, которые ничто сами по себе и существуют только по причине Его существования и Его желания их творить. И каждый еврей должен подняться до этого уровня, который выше всего творения, и погрузиться в него, соединить себя с ним.
Подняться — то есть углубиться в размышления об этой идее. И тогда человек окажется выше мира — в ситуации, которая есть совершенная Свобода от всех ограничений творения. И тогда перед ним исчезнут все помехи, потому что в том великом Свете, который светит на этом уровне, все ограничения растворяются и все проблемы исчезают бесследно. Ибо этот Свет бесконечно выше всего сущего и все перед ним в равной степени не существует, подобно нулю.
Теперь вернемся к тому, о чем говориться в главе «Бешалах». Евреи оказались на берегу Тростникового моря, куда привел их Всевышний, отклонив от короткого пути по земле филимистян. Впереди — море, вокруг — пустыня, позади — отборная армия во главе с фараоном, имеющая цель их истребить. Ситуация совершенно безвыходная и смертельно опасная. «И сказал Г-сподь Моше: что ты громко взываешь ко мне?» — Этим Всевышний дал понять Моше, что существуют ситуации, когда все зависит ТОЛЬКО от Самого Творца, а от человека требуется даже не молитва, а полное упование на Всевышнего, полная уверенность в Его помощи, которая обязательно придет и избавит его из критической ситуации. Но для этого человеку самому необходимо (в своем сознании) отделить себя от всех «декораций», которые его окружают, «вырвать» себя из реальности и переместить в другую область, направить себя в сторону Творца. Ощутить стремление быть близким к Нему.
Именно об этом говорят следующие слова, обращенные Всевышним к Моше: «Говори сынам Израиля, чтобы они отправились в путь». Имеется ввиду именно этот путь — движение и приближение к Первопричине всего сущего. И тогда евреи сделали это: они бесстрашно вошли в море! И море — расступилось, как написано в Псалмах: «Море увидело и побежало (прочь)»… То есть море «увидело», что евреи достигли связи с Первопричиной, едины с Сущностью Творца. И поэтому море, которое есть всего лишь творение, объял страх и ужас перед евреями, оказавшимися на таком уровне и это вынудило его перестать быть помехой евреям, расступиться: «И прошли внутри моря по суше»…
И поэтому, начиная главу, рассказывающую о чуде раскрытия моря перед евреями, Всевышний использует слово «ва-ясэв» (повернул в сторону), а не какое-то другое, например «повёл». Потому что этим словом Он намекает, что чудесное избавление то страшной опасности произошло только из-за Его вмешательства, из-за того, что евреи смогли связать себя с Его Сущностью, с Первопричиной всего, «оторвавшись» от реальности! А вся эта опасная ситуация была создана Им только с одной целью — пробудить евреев к желанию с Ним соединиться!
Но, зачастую, достичь этого своими силами — размышлениями — бывает довольно трудно. И тогда Всевышний посылает помощь. О приближении войска фараона к евреям написано в странной языковой форме: «И фараон приблизил…» (к евреям, стоящим на берегу моря). Но по правилам грамматики, здесь должен стоять глагол в форме «возвратной», указывающей на самого фараона: «приблизился» (В переводе на русский и другие языки, переводят этот глагол в такой форме, но это не то, что написано в оригинале: в Торе написано именно «приблизил», что означает приблизить что-то к чему-то). Поэтому, обращая внимание на эту «странность», мидраш объясняет: фараон действительно приблизил — «сердца евреев к их Небесному Отцу».
Именно эта опасная ситуация, которую Всевышний временно создал, используя фараона и его войско, пробудило в сердцах евреев ясное понимание и ощущение, что в этой ситуации, и вообще всегда, все зависит только от Б-га! В этом и заключается смысл всех трудностей и испытаний в жизни каждого человека. Так фараон «помог» евреям (по замыслу Творца) пробудить в сердцах сильную и чистую веру! И тогда и «фараон», и «море» — все проблемы и трудности — исчезают и расступаются перед евреями, бегут в страхе прочь, освобождая дорогу к удаче и явному добру! Все, что вызывало у еврея страх — само «испытало» страх перед ним!
Расступление вод Тростникового моря было одним из самых больших чудес и являлось вступлением к получению Торы. Как же происходило это событие? Тора рассказывает нам об одном еврее по имени Нахшон сын Аминадава, который совершил самопожертвование и бросился в море. Его поступок сослужил службу всему еврейскому народу и произошло чудо расступления вод Тростникового моря. В то время, когда это происходило, поступок Нахшона казался совершенно нереальным. Ведь у него не было никакой возможности пересечь море, но Нахшон знал, что Всевышний вывел народ Израиля из Египта для того, чтобы привести их к горе Синай и там даровать им Тору. Единственное, чем руководствовался Нахшон была необходимость продвигаться к намеченной цели и прийти к горе Синай. Поэтому ему не было никакого дела до того, что происходило на этом пути, даже если перед ним оказалось глубокое море. Ничего не важно! Он прыгнул в море, чтобы продолжить путь к горе Синай и получить там Тору.
Когда евреи находились на берегу моря, их мнения по поводу того, как поступить, разделились. Одни считали, что необходимо вернуться в Египет; другие считали, что необходимо воевать с египтянами; были и такие, кто призывал убежать в пустыню. И только одна группа считала, что нужно [или можно] прыгнуть в море. Нахшон не стремился следовать за большинством; он не вдумывался в рациональность различных предложений. Он знал лишь конечную цель пути и что для этого не помогут никакие войны или какие-либо другие действия. Есть только одно решение: прыгнуть в море. И так он и поступил, самоотверженно прыгнув в воду.
Это поведение является примером для всех последующих поколений. И таковой являлась духовная работа Ребе РАЯЦа (предыдущий Ребе, годовщина ухода из этого мира которого 10 Швата 5710 года (1950 год). Во времена Ребе РАЯЦа в советской России был разгул евсекции. В то время принятие на себя руководство хасидами и распространение Торы и заповедей, считалось противозаконными действиями. Для того, чтобы преуспеть в своих действиях, Ребе РАЯЦ должен был задействовать не только свою душу, но и всё своё тело. И такие же действия Ребе требовал и от своих хасидов.
Ребе РАЯЦ не искал изначально поводов для самопожертвования, это был не его путь. Он стремился только к одному — распространять Тору, заповеди и хасидизм. Это была его цель, для достижения которой он не останавливался ни перед чем, самоотверженно исполняя свою духовную работу. У Ребе РАЯЦа не существовало сомнений и рассуждений о том, необходимо ли совершать самопожертвование. На него также не оказывали влияние никакие мнения, имевшие место между евреями в то время. Все эти претензии и пререкания его (Ребе РАЯЦа) не касаются! Он знает только одно: необходимо приближаться к горе Синай! На пути возникло море? Прыгаем в море! Что будет после этого? Это уже «проблемы» Всевышнего! Ребе это не волнует! Он должен делать своё дело — прийти к горе Синай!
Это всё является указанием для всех нас. Наша духовная работа — это служение Всевышнему, любовь к евреям и приближение их к Торе. Все остальное нас не волнует! Это не наш путь. Наша цель — приблизить раскрытие Мошиаха. И это мы сделаем, не считаясь ни с чем! Ведь мы знаем, какая великая награда ждет еврейский народ – Геула Шлейма (Полное освобождение). Что это?
Одним из самых важных пророчеств об Освобождении, которые исполнятся в будущем, являются слова Йешая (30:20): «И не будет более скрываться учитель твой». При этом произойдет полное раскрытие Всевышнего в мире. Более того, это «…увидит всякая плоть разом» — не только наши глаза, но и наше тело сможет увидеть раскрытие Всевышнего во всех аспектах природы. Все признаки Освобождения указывают на то, что мы буквально находимся на пороге Освобождения. Как мой святой тесть опубликовал и объявил, мы выполнили все необходимое для Освобождения. И, «вот он (Король Мошиах) уже подходит». Поскольку мы находимся в такой близости к Освобождению, каждый еврей должен приучить себя к этой реальности. Каждый должен усвоить состояние и ощущение Освобождения, сделав свой личный день «Днем Освобождения», и превращения свое личное пространства в «Землю Израиля». Достигнуть этого можно в каждый момент и в любом месте, мыслю, словом и действием в полном совершенстве.