“Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Г-сподь есть Б-г, нет более никого, кроме Него” (Дварим, 4:35).
Заканчивался месяц элуль – время самоотчета и подведения личных итогов уходящего еврейского года, причем как в будничных, житейских делах, так и в глубоко личных.
И вот один из хасидов Алтер Ребе Биньомин-клецкер (т. е. “лесозаготовитель”), который занимался торговлей лесом, как водится в конце еврейского года, в преддверии праздника Рош-Ѓашана, подводил финансовый итог всей своей деятельности и несколько часов трудился, составляя баланс. Но даже такое, сугубо мирское и прозаическое занятие не помешало ему оставаться при этом хасидом. Приход, расход, убытки, прибыль – щелкали костяшки счетов. Наконец, последняя графа: “общий итог”. На какое-то мгновение хасид задумался над смыслом этих слов. И тут, неожиданно для самого себя, рука сама собой вывела не бумаге знакомое из молитв Рош-Ѓашана и Йом-Кипура окончание фразы: “…нет более никого, кроме Него”. Вот к такому удивительному итогу он пришел в результате всей своей предпринимательской деятельности. Хасид – всегда хасид, даже за сухими и скучными рядами цифр финансового отчета он видит Творца. Что ж, не самый плохой итог перед Рош-Ѓашана.